Казахстанские эксперты обсудили преимущества информационных технологий для эффективного функционирования сетевых способов взаимодействия людей. Социальные сети на евразийском пространстве имеют большой созидательный потенциал, но и у них есть предел развития. При этом традиционные СМИ и соцсети становятся взаимодополняемыми ресурсами.

«От телеграмм до Telegram: жизнь в социальных сетях, как новая реальность Евразии» — под таким названием состоялось заседание экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы, на которое собрались известные казахстанские историки, социологи, политологи, писатели, PR-специалисты и журналисты. Тема обсуждения многим оказалась близка и знакома, большинство собравшихся являлось активными пользователями социальных сетей. А «жизнь» в соцсети, то есть временное замещение настоящего мира, уже превратилось в самостоятельную реальность.

«Убежден, что в наших краях значение интернета и соцсетей больше, потому что в Северной Евразии плохой климат, — задал тон дискуссии политолог Эдуард Полетаев. — Когда холодно, люди не гуляют на улице, а чаще сидят за компьютером, при этом обсуждая в соцсетях в том числе погоду. Подобное явление есть в странах Скандинавии, Канаде, не случайно в той же Беларуси придумали Viber, а в Эстонии Skype. Меньше шансов, что такие проекты возникли бы в каких-то курортных теплых странах».

Эксперт также заявил, что «социальные сети — это большой, постоянно действующий и обновляющийся учебник современной информационной жизни», напомнив, что для достижения аудитории в 50 млн человек радио понадобилось 38 лет, телевидению — 13 лет, интернету — 4 года, социальная сеть Fасеbоок получила 100-миллионного пользователя менее чем за 9 месяцев. Более 90% молодых людей, рожденных в 1970-1990 гг. (так называемое поколение У) состоят в социальных сетях.

На евразийском пространстве в последнее время увеличилось внимание к тому, что происходит в социальных сетях. С одной стороны, они открывают новые возможности для взаимодействия людей, проживающих в разных местах, показывают успешные примеры самоорганизации, но, с другой стороны, могут быть использованы для проведения политики отчуждения стран и их жителей, настроенных на дружбу и сотрудничество, что производит новые риски и уязвимости. Особо опасны тенденции запуска экстремистских идей в социальные сети.

Политолог Полетаев напомнил, что, как было отмечено на недавнем саммите ОДКБ в Минске, одним из ключевых направлений деятельности организации в ближайшее время будут являться коллективные усилия в такой важной и актуальной сфере, как информационная безопасность. Взаимодействие стран-участников в этой области в последние годы заметно активизировалось. В свою очередь, накопленный опыт и стоящие новые задачи нашли отражение в подписанном «Соглашении о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности».

На саммите было подчеркнуто, что в настоящее время значительная доля вербовок террористов и случаев распространения запрещенных материалов, происходит посредством социальных сетей. Киберугроз становится все больше, поэтому документ предусматривает «проведение совместных мероприятий, в том числе практического характера, направленных на укрепление информационной безопасности и противодействие противоправной деятельности в информационном пространстве государств-членов ОДКБ».

Стоит отметить, что сами по себе возможности социальных сетей не являются ни опасными, ни безопасными. Соцсети предоставляют людям много хорошего. Риски возникают в связи с тем как используются эти возможности.

«Социальные сети в первую очередь создавались для того, чтобы найти старых знакомых, бывших одноклассников и однокурсников, но со временем все изменилось. Сначала появились развлечения, вызвавшие рост аудитории. Затем наступила эпоха смартфонов. До сих пор не понятно, это соцсети стимулировали людей покупать смартфоны, или возможности последних побудили людей быть более активными в соцсетях? Затем социальные сети оказались политизированы, в связи с так называемыми событиями арабской весны. Вскоре соцсети начали восприниматься как один из инструментов продвижения компании или продукта, в качестве эффективного канала рекламы. В странах ЕАЭС уже много примеров того, как евразийские бренды наладили коммуникации с потребителями. Ведь торговля в соцсетях удобна пользователям, достаточно сделать один клик и написать продавцу. В итоге соцсети обрели поклонников в лице тех публичных людей, деятельность которых состоит в привлечении внимания, чем они не замедлили воспользоваться. Так коммуникации в соцсетях стали представлять собой инструмент влияния на общественное мнение», — подчеркнул Эдуард Полетаев.

Сами социальные сети, понимая, это, изменили свою политику. «Если раньше они боролись за своего пользователя и защищали свободу слова, то сейчас вынуждены признать, что первыми сдают нарушителей с потрохами в соответствующие органы. Они будут принимать решение, что является правдой, что фактом, что можно писать, за кем следить и т.д. Мир ломается быстрее, чем мы себе это представляем», — отметил президент ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров.

Гульмира Илеуова, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» заметила, что значимость соцсетей преувеличена. «По нашим исследованиям было заметно падение потребления телевидения в середине десятых годов на фоне роста интернета вообще и популярности соцсетей, в частности, — рассказала эксперт. — Сейчас ситуация стабилизировалась. За исключением одного коммуникативного ресурса, мессенджеров. Вот они дают гигантский рост. Я считаю, что мессенджеры и социальные сети нужно изучать раздельно. Мессенджеры пока недооценены. И этому инструменту коммуникации надо уделять большее внимание.

У социальных сетей есть предел, появляются неофиты, но те, кто там долго, уже выработали свою линию поведения, не гонятся за процентами. А мессенджеры — это непознанная территория. А в целом имеет место стабилизация использования практически всех СМИ в Казахстане, в том числе и газет, радио — примерно одинаковые доли у них все последние годы».

Действительно, уже есть примеры того, как некоторые социальные сети или те же мессенджеры испытывают кризис из-за блокировок в той или иной стране, или из-за простого падения интереса к той или иной площадке. Поэтому судьба и влияние соцсетей в среднесрочной и долгосрочной перспективах сложно прогнозируемые.

«Что касается пресловутого конфликта между профессиональным медийным сообществом и блогерами, то сейчас, как мне представляется, границы между ними размываются, и четких признаков who is who уже нет, — утверждает старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Даурен Абен. — Человек может одновременно быть и журналистом, и блогером, и экспертом (и самопровозглашенным интеллектуалом, если хотите), а любое уважающее себя СМИ имеет не только вебсайт, но и страницу в соцсетях. Тем более, соцсети играют все возрастающую роль в генерации контента. Если провести непредвзятый мониторинг информационных поводов и новостных сюжетов, можно прийти к выводу, что вклад соцсетей неуклонно увеличивается. Традиционные СМИ и соцсети становятся взаимодополняемыми ресурсами».

Специалист в своем выступлении также затронул проблему экспертных обсуждений в рамках каких-то групп в соцсетях. По его мнению, в этом плане соцсети не являются (пока, по крайней мере) хорошим инструментом для профессиональной дискуссии. «Как показывает мой опыт, говорить об объективности и конструктивности научных споров в соцсетях не приходится, — сказал Даурен Абен. — Зачастую они превращаются в заурядный холивар, а иногда перерастают в разборки в реальной жизни. Поэтому традиционные форматы типа конференций, семинаров и банальной переписки все еще более полезны в плане обмена мнениями и научного сотрудничества. Возможно, со временем потенциал соцсетей в данном аспекте возрастет».

Аманжол СМАГУЛОВ

Источник: Евразийский мониторинговый центр

от wefund