Природа культуры не любит границ и не хочет конфликтов. Не случайно вопросы культурного сотрудничества стран Евразии в последнее время актуализируются. В частности, 2018 год решением Совета глав государств СНГ объявлен Годом культуры.

Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ утвердил отдельный план, посвященный Году культуры. Это около 90 разноплановых мероприятий и проектов. Среди них Международная выставка ART EXPO в армянском городе Горис; Всемирные игры кочевников в Кыргызстане, во время которых пройдет и Второй фестиваль национальных видов спорта стран СНГ; 90-летний юбилей писателя Чингиза Айтматова; Молодежные Дельфийские игры. План включает также более десяти разнообразных театральных, фольклорных, музыкальных и кинофестивалей, ряд выставочных проектов, научно-методических мероприятий.

Казахстанские эксперты собрались обсудить вопросы культурного сотрудничества стран Евразии в Алматы, где прошло заседание экспертного клуба «Мир Евразии». Тема встречи была сформулирована так: «В дружбе, мире и единстве: диалог культур и культура диалога»

* * *

В современных международных отношениях вопросы построения культурных контактов приобретают особое значение. Ведь культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, выполняет важную коммуникативную функцию, объединяя разные группы людей, страны и народы. В свою очередь межгосударственные культурные связи помогают сглаживать возникающие недопонимания и сложности.

Казалось бы, само понятие «общее культурное пространство» уже должно объединять, тем более что после распада СССР прошло всего немногим более четверти века. За такой короткий по историческим меркам период страны «ушли» друг от друга в культурном отношении недалеко. Тем не менее надо признать, что с распадом СССР культурное пространство претерпело множество изменений. Но при этом изменения в культурных ориентирах новых независимых государств проходили не так быстро, как реформы в политике и экономике. С одной стороны, наступила коммерциализация, упрочила свое влияние массовая культура, но, с другой стороны, резкое сокращение финансирования культурных проектов в странах СНГ позволило им в определенной степени «законсервироваться» до лучших времен. Во всяком случае, эксперты полагают, что основные культурные ценности остаются общими. Но не все так однозначно.

«В последнее десятилетие говорят о том, что старое – плохое, но новое еще не наработали,– считает Лейла Ахметова, директор Центра ЮНЕСКО КазНУ имени аль-Фараби. – Общество определенно переживает культурный кризис. Культура формируется как некий запрос и к прошлому, и к будущему, она является важной скрепой интеграции. Нужна постоянная интенсивность культурных связей и взаимообмен, чтобы крепчала евразийская составляющая. Хотя в большинстве своем наши граждане все-таки пока будут главным считать национальную составляющую культуры. У нас есть общая Евразийская академия радио и телевидения, другие евразийские проекты, связанные с культурой. Вот в этом направлении надо работать и быть в партнерстве».

Но удовлетворяет ли этот запрос современная культура, которая формируется сегодня в постсоветских странах? Причем если говорить о запросе к прошлому, то тут, казалось бы, все более-менее понятно – оно было общим, что же касается будущего, то оно демонстрирует неожиданности.

«По нашим исследованиям, в Казахстане есть по-прежнему представление о том, что люди должны быть культурными. Другое дело, что понимается под словом «культурный»? – разъяснила президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова– Чаще всего под этим словом понимается «образованный», «имеет образование». Такая подмена произошла. На фокус-группах часто взрослые говорят о том, что молодежь бескультурна, не знает советских авторов, не читает советские книги, не смотрит советское кино. Да, это так. Но это поколение людей не считает себя некультурным».

Любопытны исследования, связанные с восприятием культур разных стран населением Казахстана. В мониторинге, посвященном выявлению интеграционного потенциала культурного диалога, людям задавали такой вопрос: «Как вам кажется, из каких стран в нашу страну надо больше приглашать артистов, писателей, художников, закупать и переводить книги, кино, музыкальную, другую продукцию?» По итогам 2017 года констатировали интерес к культурным продуктам стран СНГ – на уровне 68%, прежде всего, к России, есть также рост интереса к странам ЕС, в основном к Франции. Кроме того, наблюдается увеличение интереса к культурным продуктам Турции.

«Я вижу некоторое противоречие в употреблении словосочетания «интеграционный потенциал культуры» применительно к СНГ, – между тем заметил независимый эксперт Аскар Нурша– Дело в том, что с политической и экономической точек зрения мы приняли концепцию разновекторной интеграции. Причем считается, что у нас на протяжении 20 лет СНГ – в кризисе, и от него понемногу отходят, создаются другие объединения. Но при этом мы продолжаем говорить об успехах сотрудничества в рамках СНГ и что культура должна нас интегрировать».

Было бы здорово, считает эксперт, сохранить объединяющие факторы культуры, но речь уже идет о наличии поколенческих разрывов. Молодежь до 30 лет, которая не знает, например, кто такой Ленин, и не смотрит советские фильмы, уже совершенно другая. В Казахстане – это «поколение Netflix», которое более свободно говорит на иностранных языках, представители его комфортнее себя чувствуют в западной среде, чем в других постсоветских странах.

«Сколько живу, все время слышу о кризисе культурных ценностей и культуры в целом. Думаю, никакого кризиса нет, а есть абсолютно естественный процесс изменения общества,– считает Ирина Черных, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК. – Когда мы говорим о культуре, то в любом случае должны касаться ценностного ядра. Если мы не определим, о каких культурных ценностях сейчас говорим, то тогда дискуссия не имеет смысла».

Рассуждая о некоем интеграционном культурном потенциале, считает ученый, надо отметить, что он меняется, тем более если за некую ценность принимаются советские культурные императивы. Меняется и уходит в прошлое, но на его место приходит нечто новое. Хорошо это или плохо – сказать сложно. «Но все же за эти годы мы в той или иной степени сохранили русскоязычное пространство, – подчеркнула И. Черных. – Это может быть позитив для интеграционного потенциала».

По мнению главного редактора Информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замира Каражанова, происходящее в культуре Казахстана, да и остального постсоветского пространства, не стоит называть кризисом. «Трансформация ценностей – это нормальное явление, – говорит эксперт. – Что-то уходит по объективным причинам. Размываются советские ценности коллективизма, равенства и т.д. Но все это естественный процесс».

При этом в багаже прошлого есть три культурных проекта, которые прижились и сейчас, считает обозреватель газеты «Аргументы и факты Казахстан» Олег Белов«Это КВН, в котором команда из Казахстана – действующий чемпион, – подчеркнул он. – Успешно развивается версия этой игры на казахском языке. Кроме того, это авторская песня, крупнейшими центрами которой являются Астана, Алматы, Шымкент, Актобе и Усть-Каменогорск. Крупный фестиваль авторской песни проходит в Астане. И третий значимый проект – это игра «Что? Где? Когда?». В Алматы уже проходил Евразийский кубок, а в Астане – Чемпионат мира. Эта игра по своей популярности заметно превосходит индивидуалистические западные форматы, так как является командной».

В целом участники дискуссии согласились, что определенная проблема в контексте оценки значимости предпринимаемых усилий в рамках культурного взаимодействия стран СНГ заключается в отсутствии механизмов их измерения. Статистический учет проведенных мероприятий никак не приближает нас к пониманию степени их эффективности. Серьезным препятствием является и отсутствие унифицированного понимания терминологии.

Что понимать под культурой? Какие ее проявления могут стать основой «мягкой силы» наших стран? Каково целеполагание культурного взаимодействия? Легче всего ответить на эти вопросы, опираясь на понимание культуры как отрасли экономики. Гораздо сложнее ситуация выглядит, если речь заходит о миссии культуры.

Также важно, что сегодняшняя информационная эпоха задает такие условия, в которых культура диалога способна занимать доминирующее положение. Интересен и показателен в этом смысле пример Франции, ведь культура стала ее мировым брендом, она используется страной для решения различных задач, формируя ее привлекательный имидж.

«Для дела мира, согласия и взаимопонимания между народами культура может служить надежным фундаментом, – заключает PR-консультант Казахстанской коммуникативной ассоциации Владимир Павленко– Обсуждение нами темы сегодняшней встречи это подтверждает. Поэт Осип Мандельштам в 1912 году выпустил свою статью «О собеседнике» и начал ее так: «Для человека нет ничего страшнее, чем другой человек, которому нет до него никакого дела». Показать же, что дело есть и проявить искренний интерес к собеседнику, возможно только через диалог. Если отнести слова поэта не к отдельным личностям, а к целым народам, можно утверждать, что они приходят к взаимопониманию во многом благодаря диалогу культур. При этом, безусловно, важно соблюдать культуру диалога. Итак, мы видим силу культуры и силу диалога. И эти две силы отражены в программе и плане Года культуры в СНГ, который проводится в настоящее время».

Эдуард ПОЛЕТАЕВ

 

Источник: Портал «Ритм Евразии»

от wefund