В марте текущего года исполняется 20 лет с момента выдвижения президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым идеи, ставшей путеводной звездой для Казахстана, России и Беларуси, – идеи Евразийского союза. Напомним, что, выступая 29 марта 1994 года перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В. Ломоносова, Лидер Нации впервые выдвинул идею о создании Евразийского союза государств. Идея Нурсултана Назарбаева прозвучала в то время, когда бывшие советские республики еще переживали негативные последствия распада СССР. В это время среди политических элит были сильны центробежные устремления. Однако Лидер Нации не только не усомнился в необходимости интеграционной политики, но и стал последовательно отстаивать свои убеждения.
Интеграция, как таковая, рассматривается Нурсултаном Назарбаевым в качестве одного из приоритетных средств повышения конкурентоспособности государств, их эффективной интеграции в мировое сообщество. В этом плане символично высказывание Лидера Нации о том, что мировое развитие определяется интеграционными процессами. Кто останется на обочине этих процессов, тот отстанет во всем.
Необходимо отметить, что предложенная президентом Казахстана современная евразийская интеграционная стратегия в основе своей воплощала успешные мировые модели региональной интеграции. В первую очередь это относится к модели Евросоюза. Ведь для того, чтобы стать полноценной региональной структурой, Европейскому союзу необходимо было пройти ряд этапов, начиная с зоны свободной торговли к таможенному союзу, затем – переход к общеевропейскому рынку и в конечном итоге – к единому экономическому и валютному союзу.
«Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз (ЕАС)», – отметил Лидер Нации в своем выступлении перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В. Ломоносова.
Вместе с тем не всем политическим лидерам бывших советских республик предложение президента Казахстана оказалось по душе. Многие восприняли инициативу Нурсултана Назарбаева как предложение по реанимации канувшего в Лету СССР. Однако по прошествии времени многие сомнения растворились из-за своей необоснованности. И это объективно, ведь в основу ЕАС были заложены вопросы экономической интеграции, исключая при этом политический аспект. Как ранее и предлагал президент Казахстана, основные направления развития интеграционной модели были сосредоточены в направлении проведения согласованной экономической политики и организации взаимодействия в реальном секторе экономики. Параллельно с этим проходил процесс формирования и совместного развития энергетического рынка, равно как и создания транспортного союза. Не забыли и про агропромышленный сектор, которому в новой интеграционной структуре было отведено одно из ключевых мест. Также одним из приоритетных направлений интеграционного объединения стала организация общего рынка услуг и общего финансового рынка. Таким образом, на деле было доказано истинное предназначение предложенной Нурсултаном Назарбаевым интеграционной модели – все, кроме политики. А ведь именно это и пытался донести в далеком 1994 году Лидер Нации, отмечая: «При этом важно подчеркнуть, что все остальные вопросы, касающиеся интересов суверенитета, внутреннего государственно-политического устройства, внешнеполитической деятельности каждого участника, остаются неприкосновенными и предполагают невмешательство во внутренние дела друг друга».
Но одно дело, когда о плюсах и минусах интеграционных процессов дискутируют политики, и другое дело, когда население стран – участниц ЕАС на себе ощущает реальные результаты запущенного механизма. Для того чтобы ответить на вопрос о перспективах интеграции, необходимо в первую очередь понять, кому это нужно. Если с политиками и экономистами все более-менее ясно, то с населением стран – участниц интеграционного объединения надо прояснить некоторые вопросы.
Действительно, население государств-членов объединяет ряд факторов: менталитет, языковая среда, наличие родственных связей в странах ЕАС, по многим параметрам схожая финансовая и налоговая системы. При этом сохранившиеся торговые связи, контакты, взаимодополняющая друг друга промышленность стали одним из оснований успешности становления и развития интеграционного объединения.
Кроме этого, необходимо учитывать и разное положение, в котором оказались европейские страны на пороге объединения и бывшие советские республики. «Парадокс заключается в том, что в Западной Европе политики идут впереди в объединении, а народы отстают. А у нас, в СНГ, наоборот, народы хотят объединения, а политики отстают», – отметил Нурсултан Назарбаев. Действительно, от создания ЕАС выиграли в первую очередь рядовые граждане, получившие широкие возможности не только создавать и развивать свой бизнес, но и получать образование в ближнем зарубежье, проходить стажировку, набираться опыта, равно как и беспрепятственно перемещаться в рамках интеграционного союза. А это уже немало. А принимая во внимание согласованную политику в области налогообложения, способствующую гармонизации цен, внутренние рынки стран становятся не только взаимонасыщаемыми, но и более усиленными от негативного влияния извне, а значит, более защищенными от последствий того же самого глобального финансового кризиса и сопутствующих ему волн нестабильности.
В свою очередь, создание ЕврАзЭС, равно как и Таможенного союза, в очередной раз подтвердило намерения бывших советских республик по продвижению к более высокому уровню взаимодействия – Евразийскому союзу государств. И сегодня, когда на наших глазах происходит трансформация пространства путем сглаживания существующих между странами барьеров, мы видим, что Казахстан не стоит на одном месте, а, реализовывая свои инициативы, все больше интегрируется в мировое сообщество в рамках интеграционного объединения, что сегодня является залогом успеха дальнейшего развития. И теперь в краткосрочной перспективе перед нами стоит очередная цель – ЕЭП. Уже сегодня известно, что Единое экономическое пространство подразумевает эффективное функционирование единых механизмов регулирования торговли, проведение согласованной денежно-кредитной, валютно-финансовой и налоговой политики.
Созданный в рамках ЕЭП единый рынок товаров и услуг, капитала и рабочей силы позволит эффективно развивать производственно-кооперационные связи между предприятиями, находящимися в странах – членах интеграционного объединения. А это будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, созданию дополнительных рабочих мест. В итоге создание Евразийского союза может стать новым этапом на пути дальнейшего развития постсоветских республик.
Андрей КОРОЛЕВ,
Алматы
Источник: Литер