Как рождаются и забываются символы, как меняется к ним отношение общества и как найти общий знаменатель для стран евразийской пятерки.
Флаг ЕАЭС не всегда точно отражает суть организации, было отмечено в ходе заседания экспертного клуба на тему «Знаки и символы интеграционных процессов в Евразии», организованного общественным фондом «Мир Евразии» с участием казахстанских политологов, социологов, историков и журналистов, передает Total.kz.
Земной шар на белом фоне с выделенным на нем Евразийским континентом и две похожие на птиц фигуры, символизирующие Европу и Азию, — так выглядит флаг союза пяти государств, объединившихся для достижения экономического благополучия своих граждан. Эксперты считают, что евразийской интеграции нужен более яркий символ, который бы узнавался населением стран-участниц союза, а также зарубежными партнерами.
«Знаки и символы обладают большой мотивирующей и побудительной силой. Они направляют и упорядочивают действия людей, выступают как средство мобилизации и интеграции. Достаточно вспомнить символ Родины-Матери, вызвавший сильные патриотические чувства и самоотверженное поведение советских людей во время Великой Отечественной войны», — считает политолог Эдуард Полетаев.
Эксперт напомнил, что в прошлом году, когда отмечался юбилей Организации договора о коллективной безопасности, были приняты отдельные решения о символике. Своей эмблемой государства-члены ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) еще раз заявили миру о целях организации. Само за себя говорит изображение фортеции — оборонительного сооружения, что символизирует не наступательный характер объединения.
Что же касается флага ЕАЭС, то на нем размещена эмблема ЕврАзЭС, пояснил Эдуард Полетаев. В преемственности нет ничего необычного, учитывая, что Евразийский экономический союз возник на месте Евразийского экономического сообщества. Однако до сих пор даже на высшем уровне эти аббревиатуры нередко путают, называя ЕАЭС именем уже несуществующей организации.
Символ — это магия
За эмблемой, символом, как правило, стоит глубокий смысл. К примеру, флаг Евросоюза — дюжина золотых звезд на синем фоне — не просто обозначает интеграцию европейских стран, он символизирует европейские ценности, свободное перемещение по Старому свету, высокие стандарты жизни. Но на то, чтобы флаг ЕС получил такую трактовку, ушли десятилетия, заметили эксперты.
«Символ — это, по сути, магия. Символы возникают, приживаются совершенно необъяснимыми путями. Почему одни символы живут, другие забываются, третьи отвергаются? К примеру, в 1920-х годах серп и молот, символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян, воспринимался позитивно, а сейчас — многими отрицательно. В некоторых республиках бывшего СССР коммунистическая символика даже находится под запретом», — сказал заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане» Сергей Козлов.
Впрочем, негативное отношение к коммунистической символике после развала Советского Союза вполне объяснимо, но есть и другие примеры «мистицизма» рождения и смерти символов. Так, например, у Франции нет официального герба, так как он всегда ассоциировался в этой стране с монархией. То, что мы видим, это не герб республики, а государственная эмблема, не имеющая правового статуса в качестве официального символа, отметил Сергей Козлов. В Италии также герб в 1948-м году был утвержден как государственная эмблема, а гимн этой страны почти 60 лет существовал в статусе временного. А один из официальных символов Британского содружества — флаг Содружества наций — почему-то не прижился, британцы о нем почти ничего не знают. Символы приживаются или не приживаются независимо от того, имеют ли они официальный статус, и могут, несмотря на огромную популярность в прошлом, предаваться забвению — вот о чем говорят исторические примеры.
Испытание временем
Участники дискуссии отметили, что страны евразийской пятерки не акцентировали внимание на символике ЕАЭС, поскольку сейчас гораздо важнее решить технические проблемы — наладить все интеграционные механизмы и избавиться от порочной практики изъятий и различных барьеров. В то же время подобрать эмблему, которая объединила бы народы пяти государств не так-то просто. Эксперты поясняют: на постсоветском пространстве идут процессы, которые характеризуются отмиранием старых символов и привыканием к новым, а в некоторых случаях возникает борьба символов. Один из ярких примеров — Георгиевская лента, которая вдруг перестала восприниматься в ряде стран как символ общей победы в ВОВ, в социальных сетях возникали и все еще возникают словесные баталии между ее противниками и сторонниками.
Если абстрагироваться от политики, то можно выбрать наднациональный символ, опираясь на культурные традиции народов евразийского пространства, считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доктор исторических наук Леся Каратаева.
«Небо, солнце, орел, который также является солярным символом, а также представители семейства кошачьих, в культуре многих народов такой кошкой является барс. Сильным образом традиционных культур ряда народов, населяющих Евразию, являются кони. Каждый из этих символов имеет позитивную коннотацию, выражаемую в таких категориях как свобода, благоденствие, мудрость, сила. Очевидно, что любой из этих символов, будет положительно воспринят населением Евразии, однако насколько эти знаки способны стимулировать процессы построения наднациональной идентичности, уже другой вопрос», — сказала Каратаева.
Политолог Антон Морозов заметил, что не столь важно, какой посыл несет тот или иной символ, поскольку всегда найдутся люди, которые воспримут его негативно, как и те, кто будет настроен положительно. По его мнению, функция символа заключается в том, чтобы способствовать узнаваемости.
«Я бы не стал форсировать процесс с создания специальных евразийских символов, их навязывания, продвижения и прочее. Навязанные символы долго не живут, любая символика должна пройти испытание временем. Задача создания символа непростая, поскольку символика должна объединить разные страны. Это удалось в свое время, в рамках СССР, но сегодня логотип не должен вызвать ассоциации с Советским Союзом, чтобы не вызвать отторжение», — высказал он свое мнение.
Эксперты подчеркнули, что значение символики ЕАЭС, ее узнаваемость повысятся тогда, когда население экономического союза почувствует реальную пользу евразийской интеграции. Когда благосостояние граждан вырастет благодаря созданию единых рынков, совместных проектов и предприятий, тогда и появятся особые смыслы в эмблеме союза, какой бы она ни была, заключили участники дискуссии.
Источник: Информационное агентство Total.kz