Лет через тридцать каждый будет сам за себя. Так что о старости придется думать самим, а вся советская система будет восприниматься как нечто совершенно архаичное, считает экономист Вячеслав Додонов.
Вместе с продолжительностью жизни растут и расходы на пенсионное обеспечение, причем во всем мире. Свою лепту вносят и финансовые кризисы, поскольку пенсионные фонды завязаны на финансовых рынках. Поэтому
уже не в очень далеком будущем либо увеличится нагрузка на работающих, либо сократятся социальные программы
(в том числе и пенсионная). Об этом говорили эксперты на круглом столе «Социальная политика на евразийском пространстве: повседневность, реформы и сотрудничество».
Забота требует денег
Политолог Эдуард Полетаев напомнил, что в 2017-2018 гг. в центре внимания оказались вопросы именно социальной политики. Причем
интерес общества «подстегнули» именно сверху — как в Казахстане, так и в России
В первую очередь очередным витком реформ, в том числе и пенсионной.
В марте 2018 Нурсултан Назарбаев выступил с пятью социальными инициативами, а в октябре — с посланием народу Казахстана. Полетаев отметил, что
послание «обратило на себя внимание своим насыщенным социальным содержанием»
При этом, напомнил политолог, появился налог на самозанятых, увеличивается пенсионный возраст. По его мнению, связано это с поиском средств как раз на социальные программы.
Повышение пенсионного возраста в Казахстане до 63 лет — еще не предел
— То есть государства не против социальной поддержки своих граждан, но в то же время на нее и деньги где-то надо найти, — заявил эксперт.
Примерно этого же мнения придерживается и экономист Вячеслав Додонов.
— Социальная политика – это компромисс между потребностями общества и возможностями государства,
прежде всего финансовыми, — сказал он в своем выступлении.
То же самое заявил и политолог Замир Каражанов. В социальной политике «многое зависит не от желания властей и общества, а от возможностей экономики».
— А значит, странам ЕАЭС надо поддерживать высокие темпы роста экономики, — сказал он.
При этом Каражанов отметил, что однозначного определения социального государства сейчас нет. Практически все страны декларируют себя таковыми, но суть термина каждая определяет самостоятельно. Сам политолог для себя выделяет два признака:
- процент от ВВП расходов на социальную сферу,
- способность контролировать уровень неравенства и бедности.
Додонов отметил, что появились мировые тренды сокращения социальных обязательств.
— В мире становится меньше людей, охваченных участием в социальных программах. В частности, есть тенденция быстрого роста количества фрилансеров. А они не вступают в профсоюзы, не имеют соцпакет от работодателя и социальных отчислений.
Эти сдвиги вызваны развитием технологий и изменением общественных институтов и будут продолжаться дальше,
— утверждает экономист.
Деньги на заботу из карманов работающих
Социолог Гульмира Илеуова отметила, что многие сограждане еще помнят социальные стандарты советского периода. И пока они живы, эти воспоминания
будут влиять на оценки современной социальной политики, хорошая она или плохая
Например, было четкое представление, что государство должно заботиться о людях и проводить определенную политику в здравоохранении, образовании и других сферах. Сейчас же на нее, утверждает социолог, смотрят как на патерналистскую. А в заявлениях чиновников говорится, что от патернализма нужно уходить.
— К чему тогда мы должны идти? Получается, у нас нет некоего представления, которое мы бы выработали сами. Откуда оно сейчас берется? Из тех рейтингов, в которых участвуют страны, — сказала она.
Политолог Адиль Каукенов заявил, что
у граждан ЕАЭС «высокий уровень социальных ожиданий»
Причем он согласен с Илеуовой, что это результат воспоминаний о советской системе.
— Мышление такое исходит из предпосылки, что раз уж заявлено равенство, то государство должно обо мне позаботится, даже если в своих бедах я виноват сам, — утверждает Каукенов.
Политолог заявил, что это «сильно расходится с моралью и этикой протестантских обществ на Западе и конфуцианских — на Востоке», где быть неудачником уже грех.
Между тем, утверждает политолог, поскольку социально уязвимые слои поддерживаются из бюджета, автоматически это происходит за счет работающих сограждан. И чем больше государство «заточено только на поддержку», тем больше это будет бить по карману остальных.
— Ваши налоги будут в разы больше. Предположим,
заработал ты 100 тыс., а из них 40 тыс. надо отдать, потому что у соседа семеро детей
и всем им из муниципального бюджета надо оплачивать еду, жилье и коммунальные услуги. Таким перспективам не все рады, — заявил он.
Где невыгодно работать?
Политолог Марат Шибутов отметил, что социальная политика — это способ борьбы за человеческий капитал.
— Хочешь, чтобы к тебе приезжали люди талантливые и с деньгами – делаешь им ниже налоги, предоставляешь больше детсадов и школ и так далее, — пояснил он.
Другая сторона — если в стране возраст выхода на пенсию меньше, чем у остальных, в нее приедут люди предпенсионного возраста. Это одна из причин, почему в России его подняли.
При этом политолог отметил, что «…в Казахстане может возникнуть тренд на старение населения», тогда страна будет вынуждена что-то менять в социальной политике. Сейчас же, утверждает Шибутов,
Казахстан на самом деле социальное государство
— Например, каждому слепому у нас выдается читающий сканер, плеер, говорящая трость, говорящий термометр, смартфон «Самсунг» А5 и набор «Леново» со специальным программным обеспечением. Однако не все об этом знают, потому что надо ходить и заполнять заявки, — сказал Шибутов.
По его мнению, проблема нашей социальной политики в том, что она ориентирована на активного человека. Поэтому создается впечатление, что ее мало.
Также политолог согласен с прозвучавшими ранее мнениями о больших расходах на социальную политику.
— В качестве примера социального государства часто приводят Беларусь. Если посмотреть, как живут работающие белорусы, а доходы у подавляющего большинства там небольшие, взрослым работающим в Беларуси быть невыгодно
Там жесткое налогообложение, а значительный процент доходов уходит на обязательное медицинское страхование, — подытожил он.
Перспективы пенсионной системы туманны
Вячеслав Додонов в части соцполитики сделал и прогноз на будущее. Причем уже не очень далекое, лет 30. По его мнению, «это будет мир, где каждый за себя и каждый сам себя обеспечивает». Так что о старости тоже придется думать самим, а вся советская система «будет восприниматься как нечто совершенно архаичное».
Аргументировал он свое мнение следующим образом: если растет продолжительность жизни, вырастут и расходы на пенсионные выплаты.
А денег больше не становится, поэтому увеличивается пенсионный возраст
И это опять же глобальный тренд, а не наши локальные придумки. В качестве дополнительного аргумента он привел выступление немецкого докладчика на одной из недавних конференций. Тот утверждал, что
около десяти лет назад в Германии средняя пенсия составляла около 75% от зарплаты, сейчас же всего 47%
Кроме того, экономист подчеркнул, что устойчивость пенсионной системы напрямую зависит от финансовых рынков. При этом мир вступил «в эру постоянных финансовых кризисов».
— Что делать с пенсионной системой и каковы ее перспективы в условиях перманентных кризисов на рынках, где обращаются пенсионные деньги, непонятно. Ясно только, что перспективы туманны и полагаться только на накопительную часть нельзя.
Поэтому дальнейшие реформы пенсионных систем, причем во всем мире, это неизбежные вещи,
— резюмировал экономист.
Продолжение следует
Роман Иванов
Источник: Сайт 365info.kz