Борьба за здоровье нации, реформы образования, различные инициативы, направленные на повышение качества жизни и благосостояния народа. А также повышение пенсионного возраста, введение новых или увеличение размера существующих налогов. На заседании экспертного клуба «Мир Евразии» обсудили особенности социальной политики на постсоветском пространстве.
В странах ЕАЭС вопросы социальной политики в последние годы находятся в центре внимания общества. В частности, лидеры Казахстана и России выступили с целым рядом социальных инициатив. 5 марта 2018 года Нурсултан Назарбаев озвучил обращение к народу «Пять социальных инициатив президента». Первая инициатива посвящена новым возможностям приобретения жилья (так называемая программа «7-20-25»), вторая предусматривает снижение налоговой нагрузки в целях повышения зарплат низкооплачиваемым работникам, третья – это вопросы доступности и качества высшего образования, а также условий проживания студентов, четвертая посвящена расширению микрокредитования, пятая – дальнейшей газификации страны. Название послания главы государства, озвученного 5 октября, говорит само за себя – «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».
Владимир Путин в ноябре прошлого года выдвинул ряд инициатив в социально-демографической сфере, например, предложил продлить программу по выплате материнского капитала до конца 2021 года. Также широко известны так называемые майские указы, определяющие цели развития России до 2024 года и показатели эффективности работы правительства по повышению качества жизни людей.
Бонусов было роздано немало, говорит политолог Эдуард Полетаев. В их числе – увеличение финансирования ряда отраслей, поддержка отечественных производителей, стремление решить пресловутый жилищный вопрос, борьба за здоровье нации, поддержка науки, налоговая амнистия, повышение минимальной заработной платы. «Но в то же время мы видим, что в наших странах увеличивается пенсионный возраст, облагают налогом самозанятых, в России с 1 января 2019 года с 18 до 20% повышается НДС – самый крупный федеральный налог, который дает треть доходов бюджета, — рассуждает эксперт. — То есть государства не против социальной поддержки своих граждан, но в то же время на нее и деньги где-то надо найти. Хотя у скептиков есть такое мнение, что постсоветские государства, как раньше, в 1990-х крупные предприятия скидывали свои непрофильные активы, вроде поликлиник, домов культуры и детских садов, сегодня таким же образом сливают социальные обязательства».
Правы ли скептики?
Оценка социальных инициатив во многом зависит от угла зрения, считает старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Даурен Абен: «Понятно, что одной рукой государство дает, а другой забирает. Те же майские указы Владимира Путина могут представляться мягкой подушкой перед пенсионной реформой. Или взять нашу казахстанскую программу «7-20-25» — если посмотреть на нее с другой стороны, это же поддержка банковского сектора: пенсионные деньги отдать банкам, чтобы они давали ипотеку людям. В этом плане результат – палка о двух концах».
Политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын, охарактеризовав соцполитику выражением «скорее, у нас кончатся слезы, чем поводы их проливать», отметил, что в России в ответ на недовольство некоторых граждан повышением пенсионного возраста кивают на Казахстан – мол, там все нормально прошло. Ряд экспертов полагает, что пенсионная реформа происходит на фоне перехода от неолиберализма к неомеркантилизму, что подразумевает постепенное сокращение государственных социальных обязательств.
«Социальная политика – это компромисс между потребностями общества и возможностями государства, прежде всего финансовыми», – подчеркнул главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан, доктор экономических наук Вячеслав Додонов. Никакого злого умысла в реформах властей нет – есть суровые экономические законы, в том числе диктующие необходимость повышать пенсионный возраст во всем мире в связи с ростом продолжительности жизни.
По мнению представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марата Шибутова, в странах ЕАЭС социальная политика все же ближе к странам первого мира, чем третьего. Людей у нас не бросают в беде – закупают для пациентов с редкими заболеваниями дорогостоящие лекарства, приобретают для инвалидов спецтехнику, наконец, снаряжают за пострадавшими и тяжелобольными самолеты санавиации.
В то же время государства, помимо финансовых возможностей, ориентируются и на свои потребности. «Социальная политика является одним из инструментов конкуренции за человеческий капитал. Хочешь, чтобы к тебе приезжали, талантливые люди, с деньгами, то делаешь им ниже налоги, больше детсадов и школ. А если у тебя в стране возраст выхода на пенсию меньше, чем у остальных, то в нее приедут люди предпенсионного возраста. Это одна из причин того, почему пенсионный возраст в России подняли, так как из постсоветских государств часто выезжали люди, чтобы выйти на пенсию пораньше», – пояснил Шибутов.
Ключ к компромиссу
Конкуренция за человеческий капитал, разный уровень экономического развития, различия в составе населения – это те факторы, которые не позволяют на данный момент говорить о создании евразийского социального пространства. Речь об этом зашла по аналогии с Европейским союзом, где социальную политику вынесли на наднациональный уровень. Неслучайно, говоря о европейском образе жизни, подразумевают вовсе не экономические показатели единого рынка, а уровень жизни населения ЕС.
Эдуард Полетаев напомнил, что европейские государства подписали несколько важных документов, которые смягчили неблагоприятные последствия перехода к единому рынку. В их числе – хартия основных социальных прав рабочих, договор о социальной политике, европейская стратегия занятости. В ЕАЭС также создана основа для согласованной политики на рынке труда, но пока носит во многом рекомендательный характер, добавил политолог.
Участники дискуссии высказались за более активное сотрудничество в социальной сфере в рамках ЕАЭС. «Здесь не надо придумывать что-либо новое, а следует обратиться к опыту СНГ, – полагает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. – Межгосударственное сотрудничество проводится, в частности, по линии социально-трудовой сферы, здравоохранения, образования, молодежи. В рамках этих направлений работают межгосударственные структуры с участием представителей уполномоченных государственных органов стран-участниц содружества, а также принят ряд документов».
В то же время, как считает директор Центра китайских исследований China Center, политолог Адиль Каукенов, необходимо поощрять активность граждан, повышать их конкурентоспособность, создавая возможности для людей хорошо зарабатывать. «У нас большое участие государства в экономике, серьезный бизнес больше регулируется, чем необходимо, и класс людей, которые бы привыкли работать на себя, вырабатывается в недостаточном количестве, – отметил Каукенов и привел в пример Китай. – Бизнес по-китайски звучит «шауни», что переводится как «смысл жизни». Это прослойка людей, которые не рассчитывают на помощь, но могут поддержать социум, скинуться, чтобы в городе не плодилась нищета, не вырос криминал». При этом в КНР поощряется социальное поведение граждан – за хорошие поступки, например, волонтерство, присваиваются социальные баллы, а за плохие, к примеру, за выброшенный окурок, баллы снимаются, рассказал политолог.
В Китае только несколько лет назад начали платить пенсии – раньше выплаты получали лишь определенные категории граждан, сельчане не получали вовсе, напомнил Адиль Каукенов. Пекин пошел на этот шаг на фоне кризиса, чтобы спасти собственных производителей от краха. За счет пенсий удалось, в том числе, значительно увеличить внутренний спрос на бытовую технику. КНР – далеко не единственная страна, где государство не сокращает, а наращивает социальные обязательства. «Активно тратящий потребитель – основа роста в современной экономической системе. В тех государствах, где это понимают, реализуют целенаправленную социальную политику», – пояснил Вячеслав Додонов.
Ключ к компромиссу между властью и обществом кроется в выгоде для государства. И социальные инициативы лидеров евразийских стран дают повод считать, что в наших странах понимают, что необходимо для их развития.
Виктор САНЬКОВИЧ
Источник: Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»