Музей остается основой для культурной индустрии и материальным фундаментом разнообразных идей

«Сейчас время креативных индустрий. Есть прямая зависимость между музеями и конкурентоспособностью населения», – подчеркнул политолог Марат Шибутов. Прозвучало это в ходе заседания экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Музейный мир и диалог культур: современные тенденции сотрудничества».«Музеи – это не только сборище экспонатов, но и центр культурной жизни, элемент воспитания и обучения», – отметил Эдуард Полетаев, модератор дискуссии.

Так совпало, что заседание на музейную тему состоялось практически сразу после статьиНурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». В связи с этим участники экспертного клуба зацепились за предложение главы Казахстана создать Музей древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала»«Музеи участвуют в формировании идентичности», – особо выделил Эдуард Полетаев.

«Несмотря на установившиеся границы, у нас как минимум более семидесяти лет общей истории, – указал Андрей Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея. – У нас разный взгляд на это и мы можем ее по-разному рассказывать, но наследие остается общим».

музей семь граней великой степи

«Наша музейная сфера очень архаична и традиционна. В силу своей консервативной природы мы плетемся за социальными процессами, – признал г-н Шаповалов. – Мы не можем догнать, но можем меньше отставать»«Прямой обмен – это обмен выставками. Сейчас в Новосибирске выставка из Павлодара. Прийти в чужой музей и украсть идею – это то, для чего нужен обмен», – добавил член президиума Союза музеев России.

Общепринятая формула работы музея – хранение, изучение, экспонирование. «Для меня в музее главное, чтобы он был востребован. Если нет людей – нет смысла что-то выставлять, – сообщил Станислав Перехожаев, директор Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова. – Краеведческим музеям, на мой взгляд, труднее всего».

«Очень трудно что-то любить, если ты этого не знаешь», – подчеркнул г-н Перехожаев. Сам он из Томска, где каждый 6-ой житель – это студент. Из зарубежных студентов в вузах Томска 80% приходится на Казахстан. Директор краеведческого музея сообщил, что студенты хотят увидеть экспозиции про Советский Союз, что лично для него несколько неожиданно.

«Музей Брестской крепости – до миллиона посетителей в год», – акцентировала Лайла Ахметова, историк, поисковик. 22 июня там проводится реконструкция первого дня Великой Отечественной войны.

«80% музеев боевой славы выкинули на свалку – это позор Казахстана, который я переживаю, – указала г-жа Ахметова. – Дело за разными видами музеев: музеи разные нужны, музеи разные важны».

«Нашему музею 52 года и только 16 ноября нам присвоили статус государственного»,– отметила Алуа Байкадамова, заведующая Военно-историческим музеем Вооруженных сил РК. Она руководит филиалом в Алматы, а головной музей в Астане.

Отдельный блок дискуссии крутился вокруг того, кто ходит в музеи и кому это интересно. «Все зависит от подачи материала, а не от возраста и поколения посетителей, – считает Адиль Каукенов, востоковед. – Люди в Казахстане сильно изголодавшиеся по культурно-духовным мероприятиям».

Социолог Гульмира Илеуова поделилась информацией социологических опросов. Из них следует, что менее 2% населения Казахстана посещает музеи и выставки. «В отличие от многих стран, в Казахстане разрыва между поколениями в восприятии истории нет, – указала она. – Роль музеев, мне кажется, как-то примириться со своей историей».

«Как потребителю мне интересно, если привезут что-нибудь уникальное», – подчеркнул Рустам Бурнашев, политолог. Он считает, что сотрудничество музеев будет способствовать разрушению мифов, которые выступают барьерами в контактах и взаимодействии между государствами и народами. «Когда за стол садятся профессионалы – поле для мифов и фальсификаций пропадает», – акцентировал г-н Бурнашев.

«Любовь к музеям у нас не прививается в школе, а потом в вузе», – заметил Марат Шибутов. При этом туристическая привлекательность почти любого города на 40-50% зависит от музеев. «У нас нет понимания, что музей – это основа для культурной индустрии. Музеи делают идеи. Должна накопиться критическая масса музеев, после чего создается культурное влияние», – объяснил алгоритм г-н Шибутов.

«Всему свое время. Приходит время обращения к музеям», – считает журналист Сергей Козлов.

«Музей функционирует в определенной среде, – акцентировал Замир Каражанов, политолог. – Музейное дело не может развиваться без антикварного рынка».

Источник:
Казахстанская общественно-политическая интернет-газета ZONAKZ.Net

от wefund