На постсоветском пространстве отмечается повышенный интерес к истории как со стороны населения, так и государства. Как евразийские партнеры могли бы помочь друг другу в данной сфере, обсудили казахстанские и российские эксперты.

В странах Евразии возросло количество музеев, улучшилась их техническая оснащенность и досуговая инфраструктура, констатировали участники заседания «Музейный мир и диалог культур: современные тенденции сотрудничества», организованного в Алматы экспертными клубами «Мир Евразии» (Казахстан) и «Сибирь-Евразия» (Россия). В пустовавшие в 90-е годы музеи сейчас выстраиваются очереди, заметен бум и в музейной архитектуре.

Один из самых ярких примеров – Национальный музей Республики Казахстан в Астане. Здание площадью 74 тыс. кв. метров из семи блоков с переменной этажностью, отличающееся необычной внешней формой, построено на века. Подобное музейное строительство означает повышение статуса и государственной значимости данной институции, подчеркнули эксперты.

«Россия и Казахстан сталкиваются с общими темами и проблемами формирования культурной и общественно-политической идентичности. В этом смысле история, ее нарративы, места памяти играют фундаментальную роль, – отметил заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Березняков. – Сейчас в полноценную взрослую жизнь входят поколения, которые социализировались, во-первых, уже в постсоветской среде, а во-вторых, в совершенно другой коммуникативной и медийной культуре. Важно, как музеи адаптируются к этой специфической ситуации, поскольку это влияет на формирование культурных стереотипов и исторической памяти новых, уже постсоветских, поколений. Это долгосрочная, иногда невидимая, но большая работа на будущее. Поэтому наши музеи являются своего рода адаптерами политики памяти государств».

Казахстанская общественность широко обсуждает и активно комментирует статьюпрезидента Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Показательно, что среди шести проектов, предложенных казахстанским лидером как продолжение программы «Рухани Жангыру», есть проект музея древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала». Другие проекты – «Архив-2025», парк-энциклопедия «Великие имена Великой степи», «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», «Антология степного фольклора» и специальный цикл фильмов и сериалов – в той или иной степени связаны с музейным делом. Этот пример демонстрирует, какое значение придается вопросам сохранения национальной культуры в Казахстане.

На постсоветском пространстве также стали появляться корпоративные, частные музеи. Открываются музеи при крупных предприятиях, в ряде случаев их деятельность становится успешным бизнесом, приносящим доход. Музеи также создают новые возможности для экономического развития на местном, региональном и национальном уровнях, обеспечивая доход и новые рабочие места.

Известны в мире и новые уникальные постсоветские музейные институции. Это, например, «Ельцин центр» в Екатеринбурге, позиционирующий себя как музей свободы, созданный с целью изучения и развития института президентства в Российской Федерации. Популяризации музеев в России поспособствовало и всероссийское народное онлайн-голосование «Мой любимый музей-2018», прошедшее в ноябре на портале «Культура.РФ».

Активизировалось и взаимодействие между музеями стран постсоветского пространства. В частности, музеи стран СНГ присоединяются к работе над проектом «Территории Победы». Он инициирован Музеем Победы в Москве и направлен на создание единого музейного пространства в военно-исторической сфере. Посыл проекта в том, что наши страны объединяет единая память, а музеи являются ее хранителями.

Руководитель центра культурно-образовательной работы Центрального государственного музея РК Анна Кущенко рассказала о том, что музеи ищут новые форматы подачи информации для привлечения людей, в том числе за счет обмена опытом с зарубежными коллегами: «У нас немало совместных проектов с Россией. Кроме того, мы активно сотрудничаем с музеями Китая, Кореи, Японии. Музей постоянно обновляется. Каждый год делаем до 40 выставок. За последние 7 лет мы разработали исторические квесты по залам, где взрослые и дети могут поискать, например, исторические клады, рассмотреть, изучить старинные монеты. Каждый год проводим фестивали. С 2006 года проводим «Ночь в музее». Сейчас есть мысль организовать ночные ярмарки».

Взаимодействие между евразийскими партнерами в сфере музейного дела обусловлено общей историей, которая не ограничивается советским периодом, а уходит вглубь веков, отметил директор Новосибирского государственного краеведческого музея, член президиума Союза музеев России Андрей Шаповалов. Например, невозможно рассказать об истории Сибири без упоминания кочевников, которые когда-то населяли эти земли. «Совершенно логично, что этнографических кочевников XIX– начала XX века мы показываем, как казахов. Четвертый по количеству населения этнос Новосибирской области – это казахи», – рассказал директор музея. По его мнению, Казахстану и России необходимо активнее обмениваться выставками, учиться друг у друга.

Но, несмотря на общую таможенную зону, на границе могут возникать проблемы, пояснил Шаповалов: «Прямо сейчас в одном из залов нашего музея проходит выставка из Павлодара. Это первая на моей по крайней мере, 10-летней памяти выставка из Казахстана в стенах нашего музея. Выставка очень простая, хотя Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н. Потанина считается очень хорошим и мог бы привезти больше. Но есть проблема. Как известно, материально-культурные ценности тяжело преодолевают границы. Музейщики сделали ловкий ход: они не привезли ни одной музейной вещи, которая стоит у них на фонде. Зато привезли работы художников, копильные вещи. И выставка получилась хорошей. И для меня их опыт – это совершенно потрясающий пример, не думал, что таким простым способом можно избежать таможенных проблем. Мы взяли на заметку данный рецепт».

О тесных исторических связях Казахстана и России говорил и директор Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова Станислав Перехожев.  «С одной стороны, это, к сожалению, в основном трагические события, которые происходили в первой половине XX века. Те же переселенцы, которые были сосланы сначала в Казахстан, затем в Сибирь. Мы сотрудничаем с музейно-мемориальным комплексом жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР», где находился печально известный Акмолинский лагерь жен изменников родины. Вторая часть, на которую мы должны сейчас больше обращать внимание, – это молодежь, поскольку Томск – студенческий город. Самое большое количество зарубежных студентов, которые учатся в Томске, это казахстанцы, их примерно 80 процентов. Наша задача, чтобы студенты, которые вернутся в Казахстан, были своего рода послами доброй воли от Томской области», – рассказал С. Перехожев.

Главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов напомнил, что появление первого музея Казахстана в 1831 году в Оренбурге связано с энтузиастами – историческими обществами, которые интересовались прошлым кочевого народа. «Это на самом деле были общества, поскольку в их составе не всегда находились профессиональные историки или археологи. Были и люди, для которых история, этнология стали серьезным увлечением. Они собирали артефакты, записывали рассказы людей, проводили систематизацию и выступали с докладами. Благодаря их труду и увлечению впоследствии формировались музейные фонды. А если вернуться к нашему времени, то на развитие музейного дела влияет, прежде всего, развитие туризма. Опыт других стран показывает, что музеи – это не только познавательно, но и выгодно. К примеру, в Турции в прошлом году музеи заработали 50 млн. долларов, а всего их посетило 20 млн. человек. Казахстан и Россия пока не могут похвастаться таким потоком иностранных граждан. В данном случае символично, что в последнее время и в России, и в Казахстане стали делать акцент на развитии местного туризма, способного оказывать мультипликативный эффект на другие сферы экономики», – заметил З. Каражанов.

Туристическая привлекательность любого города на 40-50% зависит от музеев, убежден член Общественного совета города Алматы, политолог Марат Шибутов. По его словам, в южной столице Казахстана скоро могут открыться новые музеи. «В общественном совете написали письмо-прошение с тем, чтобы в городе открыть еще 8 музеев. Сейчас их 16, плюс недавно был открыт музей яблок. На такой большой город, как Алматы, это очень мало. Особенно учитывая тот факт, что большинство из них в выходные не работают. У нас нет того понимания, что музей – это основа для культурной индустрии. Пока у нас музеи воспринимаются как идеологическая нагрузка, место, куда отправляют школьников, студентов. Но сейчас надеемся, что с изменениями в городе поменяется и данная ситуация», – резюмировал М. Шибутов.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ

Фото К. Конуспаева

Источник: «Ритм Евразии»

от wefund