О том, как относятся к евразийской интеграции граждане стран-союзниц, свое мнение высказали эксперты в сфере политики, экономики и социологии Казахстана, России и Кыргызстана.
В 2019 году в странах ЕАЭС отмечают 25-летие евразийской инициативы Нурсултана Назарбаева. Как известно, 29 марта 1994 года, в стенах МГУ имени М. Ломоносова впервые была озвучена новая концепция интеграции государств евразийского пространства, в которой Президент Казахстана обозначил векторы экономического и политического взаимодействия постсоветских республик.
А 29 мая 2014 года Казахстан, Россия и Беларусь подписали договор о создании Евразийского экономического союза, к которому позже присоединились Армения и Кыргызстан.
О том, как повлияла евразийская интеграция на жителей стран союза, рассказали эксперты. Дискуссия была организована казахстанским общественным фондом «Мир Евразии», российским центром геополитических исследований «Бірлік-Единство» и AlmaU (Алматы менеджмент университет). Суть евразийской инициативы «заключена в искренней заботе об интересах простых граждан Казахстана, России, Беларуси, а также других стран евразийского пространства».
Данное высказывание Нурсултана Назарбаева, которого называют главным архитектором евразийской интеграции, процитировал представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. Он также напомнил о программе «Десять простых шагов навстречу простым людям», которую казахстанский лидер озвучил в 1998 году. Выступая в МГУ уже в 2014 году, Президент провел параллель между этой программой и евразийской интеграцией. Как воспринимают ЕАЭС те, ради кого создавался этот союз, рассказали социологи. Мнением россиян поделился генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.
Он привел данные социологических исследований 2014 и 2019 годов. Оказалось, что и в 2014 году, когда информированность о создании ЕАЭС была крайне низкой, союз поддерживали 70 процентов опрошенных россиян. На сегодня уровень поддержки организации, о которой знают уже большинство жителей России, составляет 76 процентов.
«Евразийский интеграционный проект в последние годы несколько ушел из фокуса внимания россиян, но отношение к нему остается позитивным. России нужны союзники, они усиливают нас и помогают нашей экономике развиваться. Евразооптимистов значимо больше, чем евразоскептиков», – констатировал Валерий Федоров.
Глава ВЦИОМ также привел данные о том, что жители России думают по поводу целей евразийской интеграции. 51 процент респондентов полагают, что это торгово-экономическое сотрудничество.
А 40 процентов говорили об укреплении дружеских связей. Такое же количество опрошенных отметили положительные последствия для страны от реализации евразийского проекта. «Они ответили, что с союзом развивается российская экономика, улучшается уровень жизни, появляются более дешевые качественные товары», – подчеркнул российский социолог.
Его казахстанская коллега Гульмира Илеуова в свою очередь рассказала о том, что уровень поддержки ЕАЭС населением Казахстана традиционно выше аналогичных показателей в России.
«Этот индикатор всегда превышает 70 процентов, и минимальный показатель позитивного отношения респондентов к ЕАЭС фиксировался на значении в 72 процента», – констатировала президент центра социальных и политических исследований «Стратегия».
В основе позитивной оценки ЕАЭС лежит отношение к России, как к одному из главных центров интеграции. «Но доля тех, кто считает, что во внешнеполитической сфере Россия и СНГ являются нашими ориентирами, снизилась. Люди в основном выбирают такой вариант ответа, как «ни на какую другую страну не должны ориентироваться, у Казахстана свой собственный путь». Так говорят 35% респондентов. Достаточно многие, 27%, считают, что Казахстан должен придерживаться многовекторности», – добавила Гульмира Илеуова.
– Одной из проблем, с которой столкнутся государства-члены ЕАЭС в уже обозримой перспективе, является риск деструкции рынков труда, продуцируемой автоматизацией производства, – уверена главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева.
– Логично ожидать, что изменение требований к профессиональным компетенциям, сокращение количества трудовых мест, исчезновение ряда специальностей будут стимулировать трудовую миграцию в рамках евразийского пространства. В этой связи возрастает значимость механизмов обеспечения всестороннего и оперативного цифрового взаимодействия граждан, бизнеса и ответственных органов власти по разнообразным вопросам трудоустройства и трудовой миграции.
Марат Шибутов также заметил, что единый рынок труда сегодня позволяет гражданам Казахстана свободно, а главное на тех же условиях, что и местные специалисты, работать в других государствах ЕАЭС. Например, в России трудятся 200 тысяч казахстанцев. Граждане стран Союза тоже имеют право на работу в Казахстане без дополнительных условий.
– ЕАЭС – очень молодая организация, – заметил руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов центра «Бірлік-Единство» Алексей Чекрыжов. «Если сравнивать с другими интеграционными объединениями, думаю, что максимум эффективности развития ЕАЭС впереди», – сказал он.
И добавил, что евразийская интеграция получила признание на международном уровне, что является подтверждением ее успешности. – По сообщениям МИД РФ, уже более 50 стран рассматривают возможности и модели взаимодействия с ЕАЭС. Только за последние 4 года существования организации желание создать зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС уже выразили Египет, Иран, Индия, Израиль и другие страны. ЗСТ уже действует с Вьетнамом, а с Китаем заключен договор о торгово-экономическом сотрудничестве, – такие данные привел российский эксперт.
А старший преподаватель кафедры государственной и общественной политики и права университета AlmaU Александр Губерт заметил, что любые проблемы решаются. Сама же логика исторического и экономического развития показывает, что объединение государств с целью облегчения и упрощения экономической деятельности ведет к ускорению экономического развития, улучшению жизни народов и прогрессу. – Надо просто взять географическую карту и внимательно ее изучить, посмотреть на наши просторы – казахстанские и российские.
Я сознательно говорю о двух странах, хотя участников евразийского интеграционного объединения больше. Протяженность российско-казахстанской границы составляет более 7,5 тысячи километров. Это вторая в мире граница по протяженности после границы между США и Канадой, которая, кстати, практически открыта. И наша граница с Россией проходит не по горам и морям, а по лесостепной равнине. Кто-то всерьез полагает возможным полноценно и успешно развивать эти территории отдельно друг от друга, ограничивая частную инициативу, ставя различного рода барьеры и ограничения? – задал риторический вопрос Александр Губерт.
– Евразийская инициатива Нурсултана Назарбаева за время, которое прошло от идеи до ее воплощения, показала свою правильность. Если не мешать естественному ходу событий, а подкреплять его разумной государственной и экономической политикой, то и результат будет соответствующий, – заключил он.
Оксана Лысенко
Источник: Литер