На евразийском пространстве человеческому капиталу стали уделять все большее внимание. Почему это важно для экономики, рассказали участники экспертного клуба «Мир Евразии».
Человеческий капитал рассматривается как один из основных видов инвестиций в экономику, отметили участники заседания экспертного клуба. В странах ЕАЭС в последнее время стали уделять данному вопросу значительное внимание. А в совместном заявлении по случаю пятилетия подписания договора о создании интеграционного объединения лидеры евразийских государств подчеркнули: «Мы видим ЕАЭС как объединение, функционирующее в интересах качественного улучшения жизни наших граждан». Это и есть разворот политики стран в сторону простого человека, его интересов и нужд.

Что говорят эксперты?
Политолог Эдуард Полетаев: «Задача состоит в том, чтобы из обременительного придатка социальную сферу превратить в движущую силу роста экономического сектора. И теоретически это вполне возможно, судя по опыту социальной поддержки людей в некоторых странах мира. Входящие в ЕАЭС страны имеют различный уровень социально-экономического развития, демографический состав населения, отличающиеся традиции. Но каждая страна рассчитывает на выигрыш в результате использования человеческого ресурса в рамках интеграционных процессов, которые представляют собой не просто сумму слагаемых, а обладают синергетическим эффектом для экономического роста. К тому же в постиндустриальных странах растет роль специалистов интеллектуального труда, а доля неквалифицированных трудящихся снижается».
Политолог Замир Каражанов: «Развитые страны, в которых сформировалась постиндустриальная экономика отличает высокая конкуренция, и, как следствие, компании вынуждены создавать качественно новые продукты, которые не имеют аналогов. Все эти страны сильно интегрированы в мировую экономику. С одной стороны, это усиливает конкуренцию, с другой стороны, делает их экономики экспорториентированными. Еще один признак – инвестиционная привлекательность. Причем речь идет не только о правовом режиме, но и об инфраструктуре городов, которая делает комфортной жизнь людей. Следующий аспект – продуманная миграционная политика этих государств. Во главу угла ставится привлечение в экономику страны специалистов, для которых создаются комфортные условия проживания. В результате такие государства как магнит притягивают к себе работников умственного труда».
Главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин: «В Казахстане очень часто официальные лица говорят о человеческом капитале или человеческом потенциале. Но они не до конца понимают, что это такое, или, по крайней мере, высказываются о человеческом капитане не как об экономическом термине. Человеческий потенциал сейчас используется, как хороший заголовок к социально-экономическому блоку вопросов. В то время как человеческий капитал – это экономическая категория в факторной модели, все то, что человек может использовать для создания добавленной стоимости. Главным образом, привязка идет к знаниям».
Переда странами ЕАЭС стоит задача по построению инновационной экономики. На сегодня в структуре ВВП стран-членов союза доля рынка услуг превышает 50% ВВП, а совокупная занятость в этой сфере составляет более 70% населения. В единый рынок услуг ЕАЭС входят 52 сектора, которые в общем составляют около 55% объема производимых услуг. Еще девять секторов услуг планируется ввести в единый рынок до 2020 года. Это экономика сервисного типа, пояснили участники дискуссии. Система образования и сейчас слабо реагирует на потребности реальной экономики, что препятствует эффективному использованию человеческого капитала.

Что говорят эксперты?
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслав Додонов: «Человеческий потенциал определяется структурой экономики. Если в экономике высока доля высокотехнологичных отраслей, то нужны и соответствующие кадры – инженеры, программисты. Если же это экономика сервисного типа, то, соответственно, нужны официанты, продавцы, горничные».
Политолог Антон Морозов: «Знаменитый футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Шок будущего» спрогнозировал, что будет развиваться постиндустриальная экономика (то есть цифровизация, роботизация) и параллельно сервисная – такой вот гибрид. Судя по сегодняшней ситуации, крен относительно Казахстана больше идет в сторону сервисного сектора. Возможно, это и неплохо. Есть масса стран, которые развивают свою экономику в сервисном направлении, и у них это получается достойно».
Экономист Айдархан Кусаинов: «Природа развития человеческого капитала – это следствие развития экономики. Да, мы можем теоретически создать мега-вуз, который будет штамповать гениев, но это не значит, что страна завтра станет мощной, как США. Выпускники мега-вуза могут просто уехать туда, где лучше. Обратите внимание, Америка на первом месте по количеству нобелевских лауреатов, но при этом именно американских по происхождению и образованию среди них крайне мало. Смещение в сторону интересов простых граждан, по сути, и есть инвестиции в человеческий капитал. Если люди будут жить хорошо, то и развиваться они будут соответственно».
От инвестиций в человеческий капитал выигрывают все, считают эксперты. Граждане при таком подходе получают больше возможностей для самореализации, повышают свои доходы и улучшают условия жизни. Государство получает отдачу от сильной и конкурентоспособной экономики. В рамках ЕАЭС больше возможностей для жителей евразийского пространства создают такие инициативы как единый рынок труда, а качество жизни улучшается за счет повышения требований к качеству продукции. Социальную защиту будет гарантировать Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС. Оно предусматривает, что пенсионное обеспечение трудящихся будет осуществляться на равных условиях с гражданами государства трудоустройства независимо от того, в какой стране союза они работали. Вместе с тем вопрос о том, какие люди нужны евразийской экономике, остается открытым.

Что говорят эксперты?
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Леся Каратаева: «В условиях смены технологического уклада, моральное устаревание имеющихся знаний и навыков будет ускоряться. Преодоление наметившегося и уже дающего свои плоды дисбаланса между запросом рынка труда и системой подготовки кадров потребует перестройки всей системы профессиональной подготовки и смены отношения к статусу того или иного уровня образования. Одним из вопросов, которые сегодня ставятся экспертами в области высшего образования, является вопрос о целесообразности предоставления вузами непосредственно профессиональных навыков и компетенций. Не лучше ли оставить эту функцию на откуп организациям средне-специального и профессионального образования? Вузы же могли бы предоставлять образовательные услуги по удовлетворению потребностей индивида в общефилософском и других планах».
Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:
«Очевидно, что человеческое развитие и человеческий капитал – это разные вещи. Допустим, казахстанские студенты знают, в отличие от американских, где находится, например, Непал. И что, они от этого лучше жить стали? У нас предостаточно абсолютно непрагматических знаний в образовании, которые могут свидетельствовать об уровне человеческого развития, но ничего не говорят о капитале и о том, какую пользу это дает. Те же американцы исходят из прагматической концепции: если знания не дают пользы, их попросту не воспринимают. Человеческий капитал зависим от экономики. Если экономика не принимает мой капитал, если мои навыки не нужны, в таком случае рост моего человеческого капитала будет для государства абсолютно бессмысленным. Эту картину мы видим на некоторых казахстанских выпускниках зарубежных вузов. Они приезжают из-за границы и не могут в итоге здесь работать, потому что для уровня развития нашей экономики эти специалисты бессмысленны».
Заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане» Сергей Козлов: «Я застал то время, когда в Алматы жило немало ссыльных, среди них были бывшие профессора. Практически все они владели несколькими языками, в том числе греческим, древнееврейским. Я так полагаю, американскому профессору совершенно незачем было владеть такими языками и знать, допустим, древнегреческую историю. И вот вопрос, ссыльные профессора – более качественный человеческий капитал по сравнению с современниками или нет?».
Директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов: «Мы увлеклись чисто рыночными показателями при оценке человеческого капитала. Между тем, по целому ряду специальностей на том же Западе ценились выпускники советских вузов. Много достижений науки и техники – это результат той системы образования, от которой мы порой бездумно отказываемся. Разносторонняя подготовка, когда гуманитарии знакомились с основами естественнонаучных дисциплин, а «технари» на должном уровне были осведомлены по гуманитарным и культурным достижениям современности создавали синергетический эффект. Более того, продолжается подготовка по профессиям, которые либо уже исчезают, либо их исчезновение неизбежно в будущем. Значит, надо учить людей самим учиться непрерывно и постоянно. Это возможно лишь при всесторонней системе развития личности, человеческого капитала».

Алия АХМЕТОВА

Источник: Nomad

от wefund