«Деятельность Таможенного Союза и ЕАЭС привела к резкому увеличению транспортных потоков через границу, что заставило задуматься о необходимости увеличения количества пограничных пунктов пропуска», — заявил главный научный сотрудник КИСИ при президенте Казахстана Вячеслав Додонов, выступая на заседании экспертного клуба на тему: «Развитие приграничной торговли: мосты для торгово-экономического сотрудничества».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта.
«Мы все время путаемся в терминах. В нашем понимании почему-то приграничная торговля – это некий обмен топоров на мясо.
Если рассматривать приграничное сотрудничество Казахстана и России, эти 7 казахстанских и 12 российских областей, то там имеет место быть единый территориально-производственный комплекс (ТПК), который был создан еще в СССР.
Именно он, в основном, и дает 70% взаимного товарооборота, которые фигурируют в официальной статистике. Такая цифра не возникнет в результате перевозки колбасы и алкоголя. Вся наша отечественная пищевая промышленность в структуре ВВП – это всего 1,5%.
Объемы дает крупное производство: металлургия, энергетика, уголь, топливо и т.д.
Вероятно, не все так благополучно в этой сфере. В 2017 году была подписана действующая Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством РК и Правительством РФ на 2018-2023 годы. Видимо, она недостаточно хорошо работает, раз на XVI Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Омске возникла нужда подписания Концепция программы приграничного сотрудничества «Казахстан – Россия» на период с 2020 по 2025 годы.
Что касается конкретной оценки приграничного сотрудничества двух стран, на мой взгляд, возникает не совсем естественная ситуация, так как уже пять лет работает ЕАЭС с его общим рынком товаров. По идее Союз должен был снимать и решать все вопросы по перемещению товаров, в том числе, между приграничными регионами. Но барьеры остаются, ЕАЭС и ЕЭК не могут убрать их, не хватает компетенции и мощи противостоять национальным интересам. Поэтому приходится использовать двусторонние форматы.
Деятельность Таможенного Союза и ЕАЭС привела к резкому увеличению транспортных потоков через границу, что заставило задуматься о необходимости увеличения количества пунктов пропуска через границу. Встречались мнения о том, что в 5-6 раз эти потоки увеличились. Хотя есть еще факторы транспортного коридора Западный Китай – Западная Европа и транзита Россия — Центральная Азия.
На форуме в Омске было подписано 25 документов, 14 из них – представителями бизнес-структур. Это не так много, хотя был большой форум с участием президентов, более 1600 представителей из 10 областей Казахстана и 24 субъектов Российской Федерации. Соглашений должно быть больше».
Источник: Портал STANRADAR