Приграничная торговля развивает хозяйственные и гуманитарные связи, содействуя укреплению комплиментарной и толерантной среды. Об этом говорили в Алматы казахстанские специалисты, собравшись на заседание экспертного клуба «Мир Евразии», посвященного развитию приграничной торговли. По мнению экспертов, в последнее время властями страны были предприняты шаги, позволяющие сделать вывод о том, что вопросы усиления реализации потенциала приграничного сотрудничества находят свое место в ряду приоритетных направлений государственной политики.
Еще в октябре на саммите глав государств-членов СНГ в Ашхабаде президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев одной из первостепенных задач Содружества назвал развитие торгово-экономического сотрудничества. «Нам нужны точки роста, которые придали бы новый импульс экономическому взаимодействию», – сказал он. Одной из таких точек является развитие приграничной торговли. Ей же была посвящена сессия на ХVI форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедшем в начале ноября в Омске.
Тема не оставлена была без внимания и в конце прошлого месяца в Бишкеке, когда на брифинге по итогам государственного визита в Кыргызстан президент РК отметил поступательное развитие взаимной торговли между двумя странами. Для поддержки и стимулирования экспортно-импортных операций Казахстан предложил создать на границе логистический центр по оформлению и обработке товаров. Ранее стало известно о планах строительства международного торгового центра экономического сотрудничества «Центральная Азия» на границе между Казахстаном и Узбекистаном.
Мировой опыт свидетельствует, что приграничное положение регионов страны потенциально является перспективным даже для самых отсталых из них. Успех достигается главным образом за счет создания благоприятных условий для эксплуатации их транзитных возможностей и укрепления торговли.
При этом приграничье часто является периферией. С распадом СССР и образованием границ между новыми государствами значительно изменилась структура взаимоотношений между некоторыми регионами. Немалая часть областей Казахстана, ранее находясь в глубине территории Союза, после 1991 года стали приграничными, что вынудило их приспосабливаться к сложившимся условиям. Конечно, не везде интенсивность приграничного взаимодействия имеет одинаковое проявление в силу разных причин. Она зависит от географических особенностей местности, приближенности областных центров и крупных городов друг к другу, наличия дорог и удобных погранпереходов и т. п.
Но приграничные регионы – это не всегда глубокая провинция, считает директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов. «Например, со стороны России они нанизаны на ветки авто- и железных дорог, размещены вдоль границ Казахстана в виде индустриального пояса. Уровень жизни и доходы населения в ряде приграничных российских регионов выше, чем в Казахстане», – заявил он. Для дальнейшей гармонизации приграничных контактов экономист предложил усилиями экспертов двух стран создать энциклопедию «Регионы России и области Казахстана». Подобный труд под названием «Россия – Армения: регионы России и марзы Армении» ранее была создан российскими и армянскими учеными.
Директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов также считает, что приграничная торговля важна для развития казахстанских регионов. Вопрос в том, как эффективно реализовать проекты. «Один из ярких примеров – Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос», созданный для беспошлинной торговли между Китаем и Казахстаном, – рассказал политолог. – Феномен «Хоргоса» изучают, он обратил на себя особое внимание с самого начала своего существования. Официально он начал свою работу более 3 лет назад, в августе 2016 года. Но избежать проблем и скандалов не удалось. Их не должно быть в новых проектах. Тем не менее с Китаем у нас приграничная торговля одна из самых успешных. Все происходит систематизированно, цивилизованно. Ежедневно МЦПС посещают более трех тысяч человек».
Рассуждая о том, что в вопросах приграничной торговли не всегда удавалось избежать скатывания в криминал, авантюризм и контрабанду, А. Каукенов подчеркнул, что, невзирая на это, она несет в себе огромный позитивный потенциал, благодаря чему торговля страны опирается не только на экспорт природных ресурсов в дальние страны. «Развивая цивилизованную и безопасную приграничную торговлю, нужно создать и ее идеологию. Также необходимо обеспечить полную безопасность по обе стороны границы», – резюмировал эксперт.
Казахстанское приграничье находится в центре Евразии, здесь высока роль логистики, многие товары на дальние расстояния везти невыгодно, и Казахстан продолжает оставаться одним из главных торговых партнеров для своих соседей. В приграничье также сильно взаимопроникновение инвестиций. Многое сделано с помощью народной дипломатии, взаимодействия ученых, СМИ, деятелей искусств. Эксперты уверены, что потенциал приграничного и межрегионального сотрудничества в ближайшие годы будет существенно усилен. Главное – избежать искусственных ограничений и преград.
«В июне 2019 года в Казахстане создано министерство торговли и интеграции, то есть орган, целью которого является улучшение торговой позиции страны в экспортно-импортных операциях, а проще говоря, продвижение казахстанской продукции на новые рынки, – напомнил экономист Айдархан Кусаинов. – Наконец-то появилось министерство, которое стучит кулаком по столу».
Необходимость ликвидации барьеров в торговле было важной темой обсуждения на заседании казахстанско-российского делового совета «Современные аспекты экономической кооперации» в рамках XVI форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. «Причиной сохранения барьеров является стремление отдельных государств к извлечению выгоды от интеграционных процессов и нежеланию открывать свой собственный рынок. Ситуацию усугубляет и применение различных барьеров на региональном уровне», – подчеркнул директор департамента экономической интеграции Министерства торговли и интеграции РК Темирлан Жантасов, считающий, что произведенные в наших странах товары должны беспрепятственно выходить на общий рынок.
Тем не менее, несмотря на жалобы некоторых представителей бизнеса, успешных примеров выхода казахстанцев, в частности на российский рынок, немало. Например, кажется удивительным, но в 2021 году казахстанский партнер «АвтоВАЗа» завод «Азия авто» закончит строительство завода полного цикла и будет экспортировать автомобили LADA в Россию. Вода бренда Tassay сегодня продается в 6 странах СНГ, только в России торговые представительства расположены в 16 крупных городах. Сеть магазинов с казахстанскими продуктами из Омска «КазМаркет», предлагающая продукцию около 80 казахстанских производителей, рассматривает возможность развития по модели франчайзинга. Также развивается в Москве и Московской области сеть магазинов «Баурсак». «Алтын Кум» является крупнейшей в России специализированной сетью магазинов продуктов питания из Казахстана. В Санкт-Петербурге у нее 19 магазинов, в ассортименте которых больше 2 тысяч наименований 30 разных производителей, включая национальные продукты.
«Речь идет о понимании интересов друг друга, – заявил экономист А. Арупов. – Мы говорим об интеграции, в основном имея в виду страновые экономики. Думаю, что в рамках ЕАЭС надо чаще рассматривать интеграцию на уровне приграничья, регионов, областей, чтобы на местах договоренности меньше пробуксовывали».
«Есть проблемы, связанные с ситуацией на границе, – подтвердил web-издатель Джанибек Сулеев. – Но они портят имидж приграничной торговли как благополучного явления. Ее нужно наполнить истинным смыслом».
Экономист А. Кусаинов согласен со своим коллегой в том, что надо отличать межстрановую торговлю от приграничной. «Последняя для Казахстана особенно актуальна по той причине, что страна имеет иную налоговую инфраструктуру, систему господдержки, соцобеспечения, у нас с соседями разная стоимость ресурсов и рабочей силы. Для Казахстана развитие приграничной торговли есть и будет перспективным. Именно на расстоянии короткого плеча в 30-100 км, когда ставим завод у себя и возим товар на экспорт соседу. Это даст развитие небольших торговых и производственных предприятий. В центре страны создавать такие точки роста не всегда есть смысл, если меньше миллиона человек проживают в радиусе 500 км. В казахстанском приграничье на расстоянии сотни километров есть рынки российских городов – миллионников, а также Бишкека и Ташкента», – разъяснил он.
Как известно, выделяются две основные функции границ – барьерная и контактная. Противоречие данных функций трудноразрешимо. Приграничье – это не только дружба, выгодная торговля, но еще и барьер, который призван ограничивать территорию государства, его национального суверенитета. Граница – это уязвимая часть любой страны, которую пересекают нелегальные мигранты, наркотики, контрабанда и т. д. Поэтому возникают разные жалобы, например, острым вопросом становятся заторы из автомашин на границе. То есть торговля растет, граница не справляется, приходится поднимать вопрос о модернизации пограничных переходов и увеличения их количества, что и было сделано на форуме в Омске.
Эксперты поговорили о разных измерениях приграничной торговли, но все больше о двусторонней. Под конец заседания вспомнили и о новом, евразийском понимании приграничности. Например, по поручению правительства Беларуси, не имеющей общих границ с Китаем, но входящей в ЕАЭС, компания «Энерго-Оил» в октябре нынешнего года открыла в МЦПС «Хоргос» магазин duty free «Сделано в Беларуси» с товарами от 20 производителей, чтобы ознакомиться с потребностями китайского рынка. Будущее проекта предполагается в том, чтобы понять потребности китайских покупателей, а затем создать совместные белорусско-казахстанские предприятия близ границы, чью продукцию затем отправлять на китайский рынок.
______________________________
Фото: Ю. Беккер
Источник: Портал «Ритм Евразии»