АСТАНА. КАЗИНФОРМ — В последнее время стало модным членство в интеграционных межгосударственных объединениях. И это понятно, ведь в условиях глобального финансового кризиса сообща гораздо легче преодолевать последствия, с которыми сталкиваются страны
независимо от их уровня развития. Вот и на постсоветском пространстве одним из подобных объединений является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), членом которого является и наше государство.
Надо отметить, что в отличие от Таможенного союза и Единого экономического пространства, ЕврАзЭС более представителен. И это понятно, ведь в его состав входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, а основной целью объединения является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран.
Напомним, что Договор об образовании Евразийского экономического сообщества подписан 10 октября 2000 в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. С мая 2002 года статус наблюдателей при ЕврAзЭС получили Украина и Молдавия, с января 2003 года — Армения. А в мае 2003 ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации. Вместе с тем сосуществование на постсоветском пространстве нескольких интеграционных объединений, по многим параметрам дублирующих друг друга, вносит некоторую сумятицу во взаимоотношения между республиками. Кроме этого среди членов ЕврАзЭС отмечается разнополярность интересов. Это стало заметно на прошедшей в 2012 году в Москве встрече глав государств-членов ЕврАзЭС.
Напомним, что на прошедшей встрече наиболее дискуссионными стали несколько вопросов: о реорганизации объединения, а также о дальнейших планах развития сообщества. Также камнем преткновения стал вопрос о правосубъектности содружества. И это понятно, ведь многие страны-участники ЕврАзЭС параллельно являются членами других объединений. В этом случае получается «конфликт интересов». Так, например, страны Таможенного союза продолжают сохранять свои полномочия, в то время как Кыргызстан и Таджикистан, являвшиеся в рамках деятельности ЕврАзЭС полноправными членами, могут, так сказать, потерять свой статус, который понизится до уровня стран-партнеров по сотрудничеству.
Почему это происходит и как необходимо действовать в сложившейся ситуации — вопрос больше риторический. Ведь не секрет, что ЕврАзЭС на сегодня является менее конкурентоспособным интеграционным объединением, нежели Таможенный союз.
Этого мнения придерживается Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, считающий необходимым распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), так как, эта организация дублирует функции Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который появится в 2015 году.
«Надо это решать, потому что две параллельные организации с похожими правилами не нужны», — пояснил Глава государства на прошлогоднем заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), прошедшем в Минске. При этом логичным станет рассмотрение присоединения членов ЕврАзЭС — Кыргызстана и Таджикистана к Таможенному союзу в качестве стран-наблюдателей.
Кроме этого страны-члены ТС считают необходимым сохранить часть нормативной базы ЕврАзЭСа. И это объективно, ведь в рамках ЕврАзЭС было разработано и принято несколько десятков международных договоров, которые касаются членов таможенной «тройки». Поэтому при завершении своей миссии 1 января 2015 года многие договора будут адаптированы к ТС, который на сегодня продемонстрировал свою жизнеспособность и перспективность.
Необходимо отметить, что ЕврАзЭС стало одним из успешных интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Сообщество выполнило все задачи, которые перед собой ставило: заработал Таможенный союз, запущено Единое экономическое пространство, создан общий регулирующий орган ТС — Евразийская экономическая комиссия. Учитывая, что с 1 января следующего года три из пяти членов ЕврАзЭС — Россия, Белоруссия и Казахстан перейдут на новый уровень интеграции, и Таможенный союз превратится в Евразийский экономический союз, новое межгосударственное объединение имеет все шансы стать правопреемником как Таможенного союза, так и Евразийского экономического сообщества, которое выполнило возложенную на него задачу.
Автор: Серик Сабеков
Источник: КАЗИНФОРМ