Десятки тысяч казахстанцев вовлечены в волонтерскую деятельность
Этот год по инициативе Президента Токаева объявлен в Казахстане Годом волонтера. Глава государства подчеркнул необходимость развивать волонтерство не только на национальном уровне, но и в каждом городе и селе.
Таким может стать каждый
В своем выступлении в конце прошлого года, когда дали старт Году волонтера в республике, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что ошибочно воспринимать волонтерство лишь как разовые субботники и экологические мероприятия-челленджи:
— Принято считать, что волонтерство — это движение, зародившееся на Западе, и что к нам, мол, оно не имеет никакого отношения. Но все мы знаем, что сама суть добровольчества — делать что-то из благих намерений — соответствует нашим национальным традициям и ценностям. Волонтерство — это не просто бесплатная работа, а показатель ответственности граждан и готовность менять мир к лучшему.
Согласно статистике волонтерское движение сейчас в Казахстане развивается очень стремительно. Если в 2017 году активно действовало около 100 добровольческих организаций, то сегодня свыше 200 объединений осуществляют свою волонтерскую деятельность.
Что сейчас представляет собой эта довольно широкая инициатива? О ней говорили эксперты фонда «Мир Евразии», собравшиеся на специальную конференцию на тему «Волонтерство без границ: евразийский масштаб» в Алматы.
— Когда приводят официальную статистику, то говорят о зарегистрированных, известных объединениях, — отметил в своем выступлении на конференции Канатулы Альмади, руководитель организации Almaty volunteers, — но есть ведь еще незарегистрированные инициативные группы. Их много, уверяю вас, и они находятся вне поля наблюдения официальных органов.
Так что, по некоторым сведениям (впрочем, и по данным Комитета по делам гражданского общества Министерства информации и общественного развития РК), в волонтерское движение у нас в стране вовлечено сегодня свыше 50 тысяч человек.
Как известно, волонтерство — понятие довольно широкое, но все же это больше про то, когда человек делится свои опытом, временем и навыками с кем-то или вкладывает все это в какое-либо благое дело. Это может быть поддержка немощных людей, это могут быть детские дома, экология, многое другое. Есть, например, Pro-bono-волонтерство — когда специалист может работать на ту или иную компанию, но при этом помогать общественному фонду как специалист в той или иной сфере. Например, регулировать финансовые вопросы.
— Кто такие волонтеры? Я думаю, это не столько призвание, а скорее, осознанность, понимание и миссия, поиск себя, — говорит Канатулы Альмади. — Любопытно, но в нашем обществе сложилось так, что среди волонтеров больше всего студентов. Наверное, это естественно, потому что у них больше возможностей, даже того же времени, и они начинают свою практическую жизнь, пытаясь найти свой путь в ней.
Адиль Нурпеисов, представитель молодежной организации G39, считает, что волонтерство — это следующее:
— Прежде всего терпение, стремление понять людей, доброжелательность и осознание того, что твоя помощь бескорыстна и ты не должен ждать в ответ благодарности или вознаграждения в чем бы то ни было, — говорит он, — поэтому среди стойких волонтеров, которые достаточно долгое время занимаются этой деятельностью, подавляющее большинство — это убежденные молодые люди с уже прочной жизненной позицией. Так что волонтерство — это еще и школа молодых, где они формируют себя как личности и видят жизнь отнюдь не с парадной стороны. Но это закаляет их и делает их жизненную позицию прочнее и осознаннее.
Оба представителя современных молодежных волонтерских организаций считают, что этот вид студенческих инициатив все больше приобретает популярность в студенческой среде. Это становится почетным, как, например, в западных странах, где участие в волонтерстве возведено в ранг социальной политики.
Заботиться по направлениям
Все волонтерские проекты этого Года волонтера, как рассказал президент фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, объединят в семь направлений.
— Проект «Сабактастык», где волонтеры могут взять шефство над детьми из детских домов. Через направление «Саулык» будет развиваться медицинское волонтерство — оказание помощи в уходе за больными. Проект «Таза — это защита окружающей среды, очистка рек и лесов, посадка деревьев, обучение сортировке мусора. «Асыл Мура» привлечет волонтеров к сохранению материального и духовного культурно-исторического наследия нашего народа. Проект «Камкор» нацелен на работу добровольцев в домах престарелых. «Білім» — волонтерская помощь старшеклассникам сельских школ по подготовке к ЕНТ, обучению английскому языку и компьютерной грамотности. А проект «Уміт» в преддверии 75-летия победы в Великой Отечественной войне можно будет ориентировать на поиск документов, повествующих о подвигах наших соотечественников.
Эти направления включили в себя также и другие сферы деятельности: помощь многодетным и малообеспеченным семьям, организация стажировок для студентов, развитие медицинского волонтерства и здорового образа жизни, социализация людей с особыми потребностями, поддержка приютов для животных, помощь ветеранам и экотуризм. Более того, в целях развития личностных и коммуникативных качеств волонтеров организованы бесплатные кружки, клубы, а также языковые курсы для всех желающих.
Кто же будет реализовывать все эти, так сказать, проекты? Как уже сказано выше, в стране известно свыше 200 добровольческих объединений. Среди них, к примеру, республиканский Клуб добряков. Он действует в каждом городе страны. Его члены помогают людям, которым нужна ежедневная, сиюминутная помощь. У клуба высокая степень мобилизации, благодаря чему нуждающимся поступает оперативная помощь, о них собирают соответствующую информацию, и группы добровольцев знают, кому они нужны и куда надо прийти.
Клуб «28 петель» сегодня объединяет, также по всей стране, свыше 2 тысяч добровольцев. Его подразделения работают во всех регионах. К примеру, члены объединения связали свыше 130 тысяч комплектов одежды для недоношенных детей, вес которых от 500 граммов и выше. Этот клуб объединяет разных людей — разного социального, возрастного, социального статусов. Есть не только женщины, но и мужчины, которые вяжут или шьют вещи для маленьких детей.
Есть клуб, который характеризуется как сетевая структура. Это организация «Лидер», занимающаяся поиском пропавших людей. Ее подразделения есть в Усть-Каменогорске и Нур-Султане. Проявило себя движение «Я — алматинец». Когда случились трагические события в городе Арыси, именно эта добровольческая организация откликнулась, и первую помощь его жителям оказало именно это движение.
В республике создали и Национальную волонтерскую сеть, которая объединяет свыше 80 волонтерских организаций. У них тоже есть ряд интересных проектов. В частности, очень важный и серьезный проект «Женіс». Это помощь ветеранам Великой Отечественной войны.
Общественный фонд «Лига волонтеров Казахстана» — самое крупное молодежное движение города Алматы, главная цель которого — создать условия для развития волонтерской деятельности и привлечения широких слоев населения к оказанию благотворительной помощи социально незащищенным слоям населения. Существует она с 4 июня 2014 года. Волонтером здесь может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. В рядах есть лиги школьников, студентов и даже «серебряные волонтеры», то есть люди предпенсионного возраста, старше 50 лет.
Волонтеры и государство
И тем не менее не все у нас так здорово с волонтерством, как это звучит в реляциях чиновников и отчетах лидеров добровольческих организаций. Кстати, еще несколько лет назад отмечали, что волонтерство носит в Казахстане фрагментарный характер и неплохо бы и государству подсобить с этим делом и вообще использовать такой мощный ресурс для формирования гражданского общества. И вот, как видим, государство не просто взялось за волонтерство, а пытается встроить его в свою молодежную политику.
Но вот что любопытно: еще в 2017 году самый низкий уровень волонтерской активности был показан в… Алматы. Об этом участникам дискуссии рассказала социолог, президент фонда «Стратегия» Гульмира Илеуова. По ее словам, по результатам специального исследования (выборка составила по 400 респондентов из каждой области и города республиканского подчинения по Казахстану), от субботников и прочих вещей советского образца современные казахстанцы постепенно отходят, а новой культуры социальной активности у нас все-таки еще не сформировалось.
А вот политолог Рустам Бурнашев высказал такое мнение:
— В одной из самых «волонтерских» стран мира, США, огромное значение имеют добровольцы религиозных организаций, чего на постсоветском пространстве не наблюдается, и уже вряд ли этот аспект появится. Да, среди американских организаций немало и светских объединений, но именно религиозные структуры считают своим долгом создавать волонтерские объединения, которые оказывают людям помощь буквально во всех сферах жизни.
А экономист Сергей Домнин высказал свое сомнение по поводу участия государства в волонтерском движении Казахстана:
— Меня вот что беспокоит: это выделение бюджетов на волонтерскую деятельность. Осваивать эти бюджеты — увлекательная предрасположенность наших чиновников, а вот насколько эти бюджеты эффективно расходуют, тут наши чиновники слишком часто проявляют себя, мягко говоря, некомпетентно.
Вообще же эта тема — попытка регулировать или даже управлять волонтерскими организациями со стороны государства — довольно спорная и непростая. Да, волонтерам нужны деньги — не для оплаты их труда и участия, отнюдь нет, а, скажем, для покупки материалов, лекарств, продуктов, да мало ли еще для чего. Деньги собирают от благотворительных фондов, от добровольных жертвователей. И волонтеры в таких случаях сами определяют направления своей работы.
А что будет, если добровольческие структуры активно будет финансировать государство? Как известно, кто дает деньги, тот и заказывает музыку…
Но, как подытожил дискуссию Эдуард Полетаев: «Волонтерские организации существуют уже во всех странах Евразийского союза, и эти объединения все чаще перенимают опыт друг друга. Казахстанские волонтеры активно включаются в этот процесс евразийской интеграции на уровне неправительственных волонтерских объединений. Впору созывать съезд евразийского волонтерства и налаживать приграничное или, точнее, региональное сотрудничество волонтерских структур. Между тем в каждой стране своя специфика добровольной помощи гражданам несмотря на то, что в основе своей эта деятельность основана на общечеловеческих принципах — гуманизме, взаимопомощи, сострадании».
Но перспективы у волонтерства Казахстана и его соседей по ЕАЭС очень интересные, согласились все участники встречи. И есть надежда на то, что термин «волонтерское движение» со временем вполне себя оправдает.
Борис Леонов
Источник: Республиканская общественно-политическая газета «Московский комсомолец в Казахстане»