В Казахстане ежегодно усиливается внутренняя миграция из сельской местности в города.
Участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии» сошлись во мнении, что это вполне объективный процесс, который характерен не только для нашей страны. Но урбанизация несет в себе и ряд проблем. Особенно когда начинает идти слишком быстро. А это происходит в случае резкого упадка села. Чего тоже допускать нельзя.
Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», напомнил, что в 2020 году Нур-Султан стал председателем Международной ассамблеи столиц и крупных городов СНГ (МАГ), объединяющей 87 городов из 9 стран. Наше председательство в этой организации продлится четыре года.
В СНГ 2021-й объявлен Годом архитектуры и градостроительства.
– В XX веке одной из важнейших особенностей процесса урбанизации являлся быстрый рост крупных и крупнейших городов. Однако по прогнозам ООН, в XXI веке наиболее активное формирование агломераций будет происходить на базе городов-миллионников (с населением 1–5 млн чел.) и городов – кандидатов в «миллионеры» (от 500 тыс. до 1 млн человек), – рассказал Полетаев.
По последним данным, в Казахстане в городах проживает почти 59% населения. Для сравнения: в РФ – 74%, во многих европейских странах – около 80%.
– Крупные города становятся самостоятельно действующими субъектами международных отношений. Например, Нур-Султан, когда еще был Астаной, проводил очень много крупных мероприятий и собирается делать это и дальше. Среди них – съезды мировых и традиционных религий, саммит ОБСЕ под председательством Казахстана в 2010 году, сирийский переговорный процесс, – перечислил Эдуард Полетаев.
Леся Каратаева, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, привела статистические данные.
Значимый уровень урбанизации в Казахстане зафиксирован в Карагандинской – 80%, Павлодарской – 71%, Актюбинской – 71% и Восточно-Казахстанской – 62% областях. Наименее урбанизированы Алматинская – 22% и Туркестанская – 20% области.
– В мире сейчас насчитывается 25 крупных городских агломераций, у которых население свыше 10 млн человек. В Казахстане заявлено четыре агломерации с центрами в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте и Актобе. Потенциалом стать перспективной двухъядерной агломерацией обладают Караганда и Темиртау. Создание такой агломерации со временем стало бы хорошим посылом к объединению с агломерацией Нур-Султана, – рассказала она.
Спикер также отметила, что в Казахстане урбанизация – вынужденная. То есть не за счет возрастающих потребностей городов в рабочей силе, а из-за снижения привлекательности самого села.
– Почему бы не поставить вопрос о трансферте градостроительных технологий в казахстанские села? – задалась вопросом г-жа Каратаева.
Уровень жизни в городе и на селе несопоставим
Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований China Center, согласен с тем, что в Казахстане идет масштабная урбанизация. Это процесс он считает неизбежным по двум причинам.
Во-первых, уровень комфортной жизни на селе и в городе несопоставим. Есть проблемы с сельским образованием, медицинским обслуживанием и так далее.
Во-вторых, в обществе сохраняется несколько высокомерное отношение к сельской жизни, что не вызывает желания переехать из города в деревню.
Кроме того, сельское хозяйство – само по себе очень сложное занятие.
– В этом смысле города – более стабильное место для того, чтобы человек мог как-то прогнозировать свое будущее. Здесь он вырабатывает продукт или оказывает услуги, которые лучше защищены. Поэтому процессы урбанизации будут носить неотвратимый характер, – считает эксперт.
При этом Адиль Каукенов признал, что в развитии городов тоже есть проблемы, к коим можно отнести, например, городскую логистику. Да и с общественным транспортом дела у нас обстоят недостаточно хорошо.
– У нас есть уверенность, что общественный транспорт – это бизнес. Люди мыслят линейно. Нереально окупить такую магистраль за счет продажи билетов. Ветка Пекин – Шанхай не оправдает своих затрат продажей билетов. Но за счет того, что она связала города, развивается бизнес, снижается нагрузка на экологию, внедряются сопроводительные технологии.
Почему в алматинском метро поезда надо ждать 10–15 минут? Объясняют это нехваткой людей. Хотя из-за такого интервала снижается привлекательность метро как скоростного транспорта. Но это никого не волнует. Поэтому горожане и не хотят пересаживаться на общественный транспорт, предпочитая пользоваться личными автомобилями, – объяснил Каукенов.
Он добавил, что, по мнению ВОЗ, загрязнение воздуха растет в основном в самых бедных городах. ВОЗ рекомендует расширять использование более чистых видов транспорта, эффективного производства энергии и соответствующей утилизации отходов.
Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, считает, что в нашей республике урбанизация проходит по модели стран третьего мира.
– Во-первых, уменьшается численность населения малых городов и поселков городского типа. Фиксируется увеличение миграции из села в крупные города, – рассказала она.
За последние несколько лет увеличились объемы внутренней миграции. В 2016 году 450 тысяч человек переехали из малых городов и сельских населенных пунктов в столицу, Алматы и Шымкент. В 2020 году внутренней миграцией было охвачено уже более 650 тысяч человек.
– Второй тренд, который фиксируется в Казахстане, – формирование городских агломераций, когда жители прилегающих населенных пунктов работают в городах-ядрах. Это приводит к неравномерному доступу населения к социальным услугам и разрыву в качестве жизни, – считает Ирина Черных.
В предместьях инфраструктура развита хуже, есть серьезные проблемы с трудоустройством населения, с доступом к качественному образованию и медицине. В целом качество жизни хуже, чем в центре мегаполиса.
Сельские мигранты – головная боль горожан?
Также Ирина Черных задалась вопросом о том, может ли город «переварить» поток внутренних мигрантов:
– Для Казахстана это большая головная боль. Даже в таких крупных городах, как Алматы, Шымкент, Нур-Султан, не все мигранты могут устроиться на постоянную работу с доступом к социальным услугам. Большой процент среди приезжих составляют самозанятые. Отсюда третий тренд – где и в каких условиях они проживают?
На последний вопрос эксперт ответила сама. В пригородах создаются «серые районы», или «серые зоны», где снимает углы сельская молодежь. Как правило, «серые зоны» являются источником криминогенности.
– С моей точки зрения, в Казахстане слабо развита стратегия управления урбанизацией. Даже на примере города Алматы можно наблюдать, что со сменой руководства процесс развития городской среды становится несколько иным: начались откаты назад от некоторых инфраструктурных проектов, которые ранее были уже намечены. Поэтому проекты должны быть устойчивыми, долгосрочными и не зависеть от смены главы города или области. Но есть и позитивные моменты, связанные с урбанизацией, – это рост социальной активности. Увеличивается количество людей, которые хотят влиять на городское пространство, участвовать в его изменении, говорят об инклюзивных городах. По сути, это и есть ростки местного самоуправления на уровне районов и всего города, – добавила она.
БОЛАТ СЕЙДАХМЕТОВ
Источник: Spik.kz