В эпоху пандемии в странах Евразии выросла роль и значимость развлекательного контента.
По данным экспертов ЮНЕСКО, в 2020 году сектор культуры, обеспечивающий 30 млн рабочих мест, пострадал от пандемии серьезнее, чем предполагалось. В кризисе киноиндустрия (перенос фильмов, заморозка съемок и т.д.), треть картинных галерей сократила штат наполовину. Музыкальная индустрия не досчиталась 10 млрд. долларов США прибыли, а оборот в издательском бизнесе сократился на 7,5%. Закрыты или работают в ограниченном формате кинотеатры, театры, книжные магазины. Из-за пандемии не функционировали 85 тысяч музеев, это 90% таких учреждений в мире. Без заработков остались многие представители творческих профессий, большинство которых трудились на неформальной основе. Об этом рассказал политолог Эдуард Полетаев, выступая на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» под названием «Будущее евразийской культуры: проблемы, вызовы и приоритеты».
Действительно ли современная культура сегодня переживает системный кризис, о чем говорят не только ученые, но и общественно-политические деятели? Чем это все обернется в перспективе? «Мы проводили несколько исследований, в этом году делали гигантские бумажные выборки, опросив порядка 40 тысяч человек, — рассказала президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова. — И увидели, что растет потребление развлекательного контента. Он не всегда может претендовать на высокие оценки, на качество. А именно такой контент был востребован в 2020 году. Думаю, это будет иметь долгосрочные последствия, так как могли быть заложены определенные проблемы в формировании сегодняшнего потребителя. В том числе в плане вкусовых пристрастий, культурных образцов, влияние на личность».
При этом, по мнению эксперта, роль настоящей культуры потребителями недооценена. В городах она в пределенной степени развивается, приобретает современные формы. «И для них надо быть готовым, — заявила она. — Нужно понимать, что показывать, адаптировать и интерпретировать. Но по телевизору день за днем транслируют пошлый юмор, бессмысленные концерты. От этого, мне кажется, будут определенные последствия, и к ним надо готовиться».
«Когда весь мир сел на карантин, появился целый вал художественных фильмов, смотри – не хочу, — напомнила директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби Лайла Ахметова. — Музыкантам, артистам театра было сложнее. Они, в частности, стали петь на балконах. Это необычная форма культуры, ознакомиться с ней было интересно».
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева считает, что нет смысла оценивать уровень «культурности» контента. Это дело вкуса и восприятия. «Но можно зафиксировать новые тренды, — сказала она. — Во-первых, фиксируется очередной скачок в форматах подачи культурного контента. Например, ролики на TikTok тоже являются культурным контентом, ориентированным на определенный сегмент потребителей. Дискутировать о том, являются ли эти ролики проявлением искусства можно сколько угодно, но это не отменяет их значимости как механизма кросскультурных коммуникаций. Во-вторых, создание и продвижение культурного контента все чаще происходит в рамках проектного подхода и, соответственно, все чаще ориентируется на монетизацию этих проектов».
«Действительно, значимость развлекательного контента выросла, — подтвердил политолог Эдуард Полетаев. — Это не только реакция людей на ощущение себя в стрессовых условиях, но и наличие соответствующих предложений. В условиях карантина многие онлайн-кинотеатры работали бесплатно. Кроме того, развитие технологий генерации контента облегчает процесс его выхода к аудитории. Если раньше было невозможно создать медиапродукцию без специального оборудования, то ныне для снятия ролика достаточно смартфона. Стираются грани между профессионалами и любителями, продвинутые последние начинают зарабатывать больше опытных первых. Что же касается потребления контента, однозначно можно констатировать, что зритель продолжает перемещаться в онлайн-сферу».
«Имеется ощущение, что до недавнего времени люди хотели быть серьезными, но потом прилетел «черный лебедь» пандемии, поэтому все ринулись в развлечения, — иронизирует директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов. — На мой взгляд, это несколько идеалистичное восприятие человеческого общества. В исторической ретроспективе развлекательный контент всегда являлся частью человека, его желаний. Когда не было интернета, имелся довольно значимый уровень алкоголизма в Советском Союзе, несмотря на то, что в этой стране жили самые читающие люди. Сейчас проблема алкоголизма снизилась, но возникла другая – наркотики. Если отключат интернет, будет больше наркоманов. Погружение в мир развлечений – это естественный процесс. Очень важно не перейти на ханжескую сторону, мол, давайте все пошлое позакрываем, оставим только балет и библиотеки, все туда пойдут. Нет, не пойдут. Люди будут заниматься чем-то другим».
Пандемия, как подчеркнул эксперт, показала, что некоторые высокотехнологичные сектора культуры (производство кино, видеороликов) могут адаптироваться к переменам. К примеру, российский развлекательный канал ТНТ отреагировал тем, что выпустил в период карантина ряд злободневных сериалов, которые были благосклонно восприняты аудиторией. Обыгрывались сюжеты на тему зум-конференций, дистанционного общения. Это дало людям возможность ассоциировать себя с героями, с новой реальностью.
«Развитие таких площадок, как TikTok будет продолжаться, — убежден Адиль Каукенов. — Пандемия продемонстрировала, что платные онлайн-кинотеатры типа Netflix, Ivi, Premier увеличивают аудиторию, у привычных нам соцсетей появятся новые конкуренты, потому что запросы в обществе только возрастают на подобные форматы. Та же сеть TikTok начала двигаться в сторону образовательного контента, а не только развлекательного. В коротком формате демонстрируются всякие полезные лайфхаки, а именно такой формат позволяет зрителю не отвлекаться на что-то другое».
Аманжол СМАГУЛОВ
Источник: Контур