Роль медицины растет во всех сферах жизни
«Год прошел, но ничего не закончилось. Мы поменяли жизнь, но не изменили планы. А сейчас нужно и планы поменять», – отметила историк Лайла Ахметова. Прозвучало это в ходе заседания экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Медицина в условиях новой реальности: интеграция и приоритеты сотрудничества».
«Скептики оказались правы: ковидная повестка затянулась», – констатировал Эдуард Полетаев, модератор экспертного клуба. Другим важным аспектом стала политизация коронавирусных вопросов. В качестве одного из последних примеров политолог привел закрытие авиасообщения между Россией и Турцией под благовидным медицинским предлогом. Военно-политическая тематика и обострение отношений между государствами в период пандемии тоже усилились.
«Медицина начинает примерять на себя функции погранконтроля. Санитарные врачи теперь цари и боги», – еще один ракурс от модератора заседания.
«Обратим внимание, что вакцинироваться идут толпы людей», – подчеркнула Лайла Ахметова. Экономический обозреватель Сергей Домнин в данной связи сообщил, что в Казахстане вакцинировано 1,8% населения. Это больше, чем в Королевстве Эсватини (до 2018 года называлось Королевство Свазиленд), но меньше, чем в Мьянме.
Г-н Домнин указал на разницу в информационных трендах. Общество транслирует «все плохо», а госинформконтент – «все хорошо». Медицинские власти при этом командуют: «Стой! Иди! Иди! Стой! Открыть! Закрыть! Иди!..» «Все это нервирует обычных людей, а сферу услуг еще больше», – подвел он итог.
«Что важнее для общества: новые бордюры или качественная медицина? – задался вопросом Аскар Нурша, политолог. – Бордюрная экономика продолжается, а ведь ресурсы нужны для удержания ценных специалистов в здравоохранении».
Помимо того, что «ситуация с коронавирусом – это тест на госуправление», есть еще и внешние факторы воздействия. Г-н Нурша указал на соперничество между станами и фармацевтическими гигантами. Он опасается такого развития событий, где гражданин Казахстана получит китайскую вакцину, а потом ему откажут во въезде в США на том основании, что для визы нужна американская. Не каждый организм может потянуть две вакцины без тяжелых последствий.
В продолжение темы востоковед Адиль Каукенов заметил, что ждет китайскую вакцину, в том числе из рабочих соображений, дабы снять лишние барьеры при поездках в Поднебесную.
Из положительных перемен Аскар Нурша указал на появившуюся возможность решить массу вопросов не выходя из дома, в том числе по медицинской части. До этого Эдуард Полетаев рассказал, что в России разрешена электронная покупка лекарств без рецепта врача – так власти пошли навстречу населению в чрезвычайных условиях. Потом тему продолжила историк Ирина Черных: «Даже для крупных городов Казахстана многие современные медицинские достижения – цифровая медицина, например – это еще фантастика».
В 2015-ом году г-жа Черных ознакомилась с докладом, где медицина была указана среди сфер, которые обладают интеграционным потенциалом. Однако ковид не стал интегрирующим фактором. «Говорить об интеграции отсталых отраслей не приходится», – резюмировала она. В настоящее время на пространстве ЕАЭС нет общего поля в плане подготовки медицинских кадров (программы обучения в медвузах все сильнее отличаются), применяются разные протоколы лечения. Сокращение сферы использования русского языка медицинской интеграции отнюдь не способствует.
«В области здравоохранения мы сотрудничества не видим, – заметил в свою очередь политолог Замир Каражанов. – Все соглашения ЕАЭС не в полной мере отражают ту реальность, с которой мы столкнулись».
Тема войны вакцин в разных аспектах прошла через все экспертное обсуждение. Так, в ходе встречи главы МИД России Сергея Лаврова со своим китайским коллегой Ван И обсуждался вопрос уравнивания в правах и сопряжении вакцин из РФ и КНР. «В США принят «Акт о стратегической конкуренции» против Китая. Мир стремительно раскалывается и на медицину это тоже ложится», – акцентировал Адиль Каукенов.
«А есть ли у Казахстана лоббистские возможности продвинуть собственную вакцину своему населению на внутреннем рынке?» – задал вопрос Эдуард Полетаев. Сам модератор полагает, что 100% населения не смогут вакцинировать не только по медицинским, но и по идеологическим соображениям.
«Из-за информационной войны вокруг вакцин у обывателя складывается недоверие к вакцинам вообще», – отметил политолог Рустам Бурнашев.
Шавкат Сабиров, президент Интернет ассоциации Казахстана, стоит на позиции фразы из советского мультфильма «я прививок не боюсь, если надо – уколюсь». Сам он вакциной «Спутник V» привился. «Летал в Африку и ставил вакцину от желтой лихорадки. Не хочешь ехать – не ставь», – так он определяет проблему выбора.
Журналист Сергей Козлов уверен, что отказываются вакцинироваться не только мракобесы. «В СССР вакцины были проверены временем и создавались с иной степенью ответственности и наказания для тех, кто этим занимался, – подчеркнул он. – Ситуация уникальная – по глубине последствий можно сравнить с распадом Советского Союза. Прошло больше года после пандемии ковида, но общественные последствия совершенно неожиданные, необычные и непредсказуемые».
Источник: ZONAkz