Негативное влияние пандемии мы почувствовали еще не до конца, считают участники круглого стола заседания экспертного клуба «Мир Евразии».
роме внутренних рисков появились еще и внешние. Например,
может начаться «война вакцин», которые уже стали новым фактором «мягкой силы»
Окончание. Читайте также первую часть.
Пандемия продлится и в 2022
Галия Мовкебаева, директор центра Евразийских исследований, перечислила внешние и внутренние риски пандемии для ЕАЭС.
Внешние:
- ухудшение внешнеполитической ситуации в связи с антироссийскими санкциями и ответными мерами, что создает реальные угрозы не только России, но и другим странам Союза;
- снижение спроса на сырьевые товары, которое в первую очередь скажется на России и Казахстане;
- замедленный рост экономики Китая, что сильно повлияет на внешнюю торговлю стран ЕАЭС.
К внутренним рискам, влияющим на ЕАЭС, эксперт отнесла следующие:
- ухудшение экономической ситуации;
- миграционный кризис;
- проблема соответствия введения ограничительных мер в рамках ЕАЭС и его правовой базы.
— Основными задачами государств ЕАЭС должны стать новые совместные меры по предупреждению и предотвращению распространения коронавируса, содействию экономическому развитию в условиях пандемии. Необходимо разработать долгосрочные устойчивые стратегии для решения проблем, стоящих перед медициной, — сказала она.
Также эксперт считает, что необходимо расширять меры социальной защиты. Формы могут быть самыми разными — от денежных выплат до помощи в трудоустройстве.
— Приоритетное внимание следует уделять решению основных проблем продовольственной безопасности. Предположу, что
угрозы и риски пандемии приведут не к обособлению стран-участниц ЕАЭС, а к росту их взаимосвязи, взаимозависимости и более тесному сотрудничеству
Мы надеялись, что пандемия закончится в нынешнем году. Теперь я думаю, что она продлится и в следующем, — сказала Мовкебаева.
Она отметила, что в ближайшем будущем поездки в Европу и США могут оказаться затруднительными. Евросоюз пока будет признавать вакцинирование только в своих странах-членах.
— Хотя и у них возникает проблема. Например, Венгрия и Словакия закупили российский «Спутник V», некоторые земли Германии также планируют это сделать (правда, не все однозначно с вакциной в Словакии). Будет ли Евросоюз признавать данную вакцину? — задалась вопросом эксперт
Есть и положительные факторы
Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений, напомнил, что в марте 2021 года вышел приказ о повышении заработной платы преподавателей вузов. То есть с сентября 2021 года профессор в вузе, подведомственном минобру, должен получать как минимум 350–400 тыс. тенге в месяц. Вдобавок каждый вуз может устанавливать другие стимулирующие выплаты.
— Это должно позволить
сконцентрировать лучшие научные кадры, усилить экспортоориентированность в том числе и медицинского образования,
— сказал он.
Арупов полагает, что негативное влияние пандемии мы почувствовали еще не до конца. Например, неизвестен уровень скрытой безработицы. Чиновники утверждают, что она не выросла, но реальное число оставшихся без работы из-за карантина так и остается неизвестным.
— Я готов поспорить с теми, кто говорит, что наша медицина встретила пандемию во всеоружии. Раз уж даже на политическом Олимпе страны многие переболели коронавирусом…
Год назад Центральная городская клиническая больница №12 в Алматы оказалась рассадником COVID-19,
там заразились десятки медиков, и ее полностью закрыли на карантин. Сейчас разворачивается скандал с закупом некачественных средств индивидуальной защиты для эпидемиологов в Алматы в 2020-м, — добавил Арупов.
Вместе с тем эксперт считает, что пандемия имеет «положительные подстегивающие факторы». В частности, в стране формируется новая экономика, реально начали уважать труд медицинских работников и педагогов.
— Не просто осознали, насколько их труд малооплачиваемый и тяжелый, а увеличили им заработную плату. Последствия пандемии мы будем ощущать еще в течение ближайших нескольких лет. Надеюсь, что совместными усилиями, с помощью интеграционных процессов и международных организаций мы эту проблему переживем, — заявил он.
Вакцина как новый фактор «мягкой силы»
Политолог Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», считает, что коронавирус «политизируется». В условиях санитарных ограничений и закрытия границ обостряются военно-политические противоречия. Это и санкционная война, которая задевает другие страны ЕАЭС. Это и возможности с помощью ограничений «протаскивать нужную повестку и решать различные электоральные необходимости».
— Пока еще непонятно, насколько пандемия коронавируса способна реформировать саму систему здравоохранения. Зато она явно поспособствовала медицинскому просвещению граждан, все же ставших если не следить, то больше знать о своем здоровье и вирусных инфекциях. Кроме того,
пандемия запустила интерес к новым медицинским технологиям, включая коммуникационные и бесконтактные
Основные диспетчерские функции медицины будут оцифрованы и автоматизированы. Наличие качественных медицинских домашних девайсов и передачи с них необходимой информации могут позволить избежать частых визитов в лечебные учреждения. А рецепты с необходимым набором лекарств, то есть медицинские сеты, вероятно, курьеры начнут привозить на дом, — сказал он.
Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, согласна с мнением о «политизированности» пандемии. И в частности вакцинации.
— Вакцины стали в большей степени либо инструментом пропаганды, либо новым фактором мягкой силы. Чтобы поехать в ту или иную страну, желательно вакцинироваться определенным препаратом. Некоторые не хотят вакцинироваться «Спутником-V», так как думают, что вдруг из-за этого не получится въехать на территорию Евросоюза.
По сути, есть угроза формирования новой идентичности по принципу вакцинации
А как продвинуть казахстанскую вакцину? Четко сказать: «Если ты патриот, прививайся отечественным препаратом?». Будет ли она вообще использоваться за рубежом? Мы наблюдаем политизацию процесса вакцинации в обществе. И это наталкивает на печальные размышления: люди начинают делиться в зависимости от того, какую вакцину им ставили, — сказала она.
Источник: Информационный портал 365INFO.kz