Новые форматы развития кооперации стран-участниц Евразийского экономического союза традиционно выступают одним из приоритетных направлений в рамках дискуссий среди представителей экспертно-аналитического сообщества евразийского региона. В условиях же пандемии и на этапе преодоления ее последствий всякое развитие межгосударственного диалога становится еще более трудоемким процессом.
В этой связи особое внимание со стороны участников экспертно-аналитических обсуждений будущего ЕАЭС уделяется председательствованию в организации Республики Казахстан – родины самой идеи о создании объединения.
Показателен пример прошедшего 19 февраля 2021 года Международного заседания экспертного клуба на тему «Председательство Казахстана в ЕАЭС: ожидания, намерения и прогнозы», организованного Общественным фондом «Мир Евразии» (г. Алма-Ата, Казахстан) и Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Башкортостан, Россия).
Информационное реагирование
Дискуссию, состоявшуюся на площадке Zoom, модерировал руководитель ОФ «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, обративший особое внимание на необходимость развития работы в сфере информационного освещения деятельности внутри ЕАЭС:
«… Необходима некая служба информационного реагирования, задачей которой будет разъяснение нюансов и тонкостей взаимодействия государств-членов ЕАЭС. Нынешняя интеграционная кампания уже в течении нескольких лет проходит под определенным давлением скептиков и противников интеграции.
Определенное негативное влияние оказывают и те, кто гонится за хайпом и популярностью среди аудитории, используя при этом, к примеру, всем известный способ «громких заголовков».
Риск усиления протекционизма
Алексей Чекрыжов – аналитик Центра «Берлек-Единстов» – в своем выступлении в качестве триггеров выделил несколько рисков, которые могут проявиться в постпандемийный период развития интеграционного объединения:
«… В условиях необходимости обеспечения безопасности национальных экономик стран-участниц объединения существуют определенные рисковые прогнозы об усилении протекционистских настроений, что может пагубно сказаться на темпах развитии взаимодействия евразийской пятерки.
Это главный риск торгового сотрудничества стран. С другой стороны, 2020 год внес особые коррективы в гуманитарное взаимодействие государств, а также сотрудничество в области унификации различных норм трансграничного характера».
Интеграция снизу
Еще один представитель Центра «Берлек-Единство» Артур Сулейманов свое выступление построил на анализе стратегических направлений евразийской интеграции:
«… В контексте принятой Высшим Евразийским экономическим советом в декабре 2020 года стратегии развития ЕАЭС до 2025 года ближайшие четыре года будут точечно и предметно использоваться для развития обозначенных в документе направлений.
Если же говорить о действиях каждой отдельно взятой страны-участницы, то необходимо понимать, что дальнейшие действия в контексте экономического развития становятся уже вопросом деловой репутации. При этом стоит особо отметить, что в основе сотрудничества в рамках ЕАЭС лежит прагматическое евразийство – интеграция снизу».
Представлявший на мероприятии Кыргызскую Республику руководитель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков привел ряд позитивных примеров межстранового диалога:
«… Безусловно 2020 год стал, своего рода, экзаменационным для ЕАЭС на предмет того, как организация может работать в столь экстремальных условиях. Карантинные реалии, наверно, сказались на развитии экономических связей в рамках объединения, но есть и положительные примеры.
К примеру, решение Евразийской экономической комиссии о беспрепятственности трансграничного передвижения товаров первой необходимости, что для того же Кыргызстана, импортирующего львиную долю продовольствий и медикаментов, более чем значимо».
Необходимы реально работающие совместные предприятия
Директор Института мировой экономики и международных отношений, д-р экон. наук Акимжан Арупов акцентировал свое внимание на председательствовании Казахстана:
«… Обратите внимание, на какие вопросы планирует обратить внимание Казахстан. Первое, промышленное сотрудничество. Ощутимое, видимое наличие крупных совместных производств не только положительно скажется непосредственно на экономике, но и станет подспорьем для социальной поддержки интеграции.
Поэтому первым делом особый акцент нужно ставить на реальном промышленном сотрудничестве, а не инфраструктурных либо других проектах. Мы должны получить десятки тысяч людей, задействованных на реально работающих промышленных предприятиях».
Цифровизация – бенефициар пандемических реалий
Леся Каратаева – главный научных сотрудник КИСИ при Президенте РК, д-р ист. наук – в своем выступлении сфокусировала внимание участников на всеобщей цифровизации интеграционных процессов:
«… Все одиннадцать направлений, указанных в стратегическом документе, подписанном в декабре 2020 года, зациклены на цифровые процессы. То есть сама по себе цифровизация интеграции – это не отдельное направление, но параллельная вселенная, покрывающая все те процессы, которые происходят в ЕАЭС сегодня.
Поэтому от того, насколько эффективно мы будем двигаться в рамках развития цифровизации, зависит то, насколько эффективной будет сама интеграция в регионе. К тому же на фоне пандемии цифровизация стала, своего рода, бенефициаром пандемических процессов».
Участники дискуссии сошлись в мнении о том, что Казахстан в качестве председателя имеет все возможности для того, чтобы эффективно направлять ЕАЭС в условиях кризисных явлений, вызванных пандемией. Об этом свидетельствует не только опыт Нур-Султана в преодолении различных трудностей, но и сохранившийся в объединении настрой на дальнейшую кооперацию и совместную работу.
Центр «Берлек-Единство»