Прошедшее в Алматы очередное заседание экспертного клуба «Мир Евразии» под названием «Конструктивная журналистика в условиях интеграции» было посвящено проблемам развития эффективного евразийского медиасотрудничества.

«Считается, что традиционные формы журналистской практики начали испытывать кризис, – отметил политолог Эдуард Полетаев. – Поэтому сейчас весьма активно продвигается идея конструктивной журналистики, смысл которой заключается в том, чтобы придать материалам больше контекста и сделать потребителей новостей более компетентными, дабы они могли иметь реалистичный взгляд на мир».

Казахстанские эксперты также не обошли вниманием такую тенденцию, как усиление в обществе упрощенного отношения к информации, которое породили цифровая эпоха, информационные войны и пропаганда. Многие факты берутся из интернета, что негативно влияет как на качество самих СМИ, так и на доверие к ним со стороны населения. Журналисты порой ищут легких путей для решения поставленных перед ними задач, ограничиваясь элементарной обработкой официальных пресс-релизов и не балуя читателей разнообразием жанров. Как правило, публикуемые ими материалы выходят либо в виде интервью, либо в виде статьи или заметки.

Исследования, посвященные феномену доверия населения к информации, в настоящее время встречаются редко. Мало кто занимается подобной аналитикой, а зря… Так, например, согласно данным исследовательской компании Pew Research, каждая четвертая новость, которой жители США делятся друг с другом в соцсетях, является недостоверной. Существовавшее ранее доверие аудитории к СМИ имело под собой рациональные основания: простые люди не имели таких профессиональных компетенций, как журналисты. Сейчас же благодаря соцсетям и гаджетам каждый – сам себе медиа. Как говорится, было бы желание…

«С появлением онлайн-новостей многие потребители начали отказываться от традиционных СМИ, которые ранее являлись практически единственным источником получения информации, – считает кинопродюсер, президент Фонда содействия профессиональным СМИ Сакен Бельгибаев. – Этому способствует и наличие смартфонов с выходом в интернет, которые в последнее время стали доступны большинству наших сограждан да к тому же всегда находятся под рукой, предоставляя самый разнообразный развлекательный контент в больших количествах. Плюс для многих людей отказ от новостей носит защитный характер, поскольку им надоело получать негатив. Новости только создают иллюзию осведомленности и при этом мало влияют на повседневную жизнь. Отсюда следует простой вывод: меньше знаешь – крепче спишь. Результатом подобной информационной «диеты» становится отсутствие желания разбираться в источниках информации».

В ходе обсуждения проблем современной журналистики эксперты обратили внимание на то, что тематика евразийской интеграции в СМИ стран-партнеров и социальных сетях не пользуется особой популярностью в Казахстане. Мало того, постсоветские интеграционные образования подвергаются мощнейшей критике, несмотря на имеющиеся у них огромные бюджеты и инициативы глав государств. Об этом присутствующим поведала президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

«Конструктивная журналистика – это не тот идеал, к которому стремятся современные медиа, – утверждает она. – Освещение интеграции журналистами идет волнообразно. То же самое можно сказать и в отношении экспертных комментариев. Существует какая-то информационная энергия, которая направляет приоритеты совершенно в другую сторону».

Казахстанский политолог Антон Морозов считает отечественную журналистику в основном «не конструктивной» и «не интеграционной».

«В последнее время на это обращается много внимания. Журналистика, будучи одной из разновидностей работы с информацией, сейчас рассматривается как ресурс воздействия и инструмент гибридных войн. Поэтому в ряде материалов видны, скорее, дезинтеграционные мотивы. Что остается потребителям информации? Только принимать на веру чужое мнение, что явно не способствует интеграции. Нынешние нарративы, конструирующие медиа, вряд ли сближают», – убежден эксперт.

Выступающие согласились с мнением, что медиасистемы государств постсоветского пространства сегодня представляют собой совершенно разные модели с отдельными задачами, ценностями и аудиториями.

Например, если населением одной страны некоторые заявления отечественных политиков воспринимаются спокойно, то в соседнем государстве их высказывания могут отнести к разряду скандальных. Однако, уверены казахстанские эксперты, в условиях интеграции необходимо осознавать, что углубить взаимопонимание и прийти к общему знаменателю (пусть даже при условии сохранения отдельных расхождений) можно только совместными усилиями.

«Конструктивная журналистика Евразии должна учитывать особенности журналистики национальной, необходимо понимать конъюнктурную политику медиасообществ каждой страны в зависимости от государственных и частных интересов, – заявил Сакен Бельгибаев. – Только таким образом евразийская журналистика может приобрести паритетный характер».

Директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби профессор Лайла Ахметова считает, что в Казахстане необходимо наладить системную работу по внедрению конструктивной журналистики.

«С одной стороны, сейчас журналистам стало легче налаживать контакты, поднимать общие темы, создавать совместные онлайн-проекты. С другой – разобщить их теперь тоже намного проще. Это уж кому как выгодно… Поэтому надо внимательно изучить все тенденции, на факультетах журналистики предлагать соответствующие темы для дипломных работ и магистерских диссертаций. Должны быть вменяемые программы, спецкурсы. Спросите сегодня у студентов, в чем состоит евразийский медийный дискурс, я уверена, что не все из них даже суть вопроса поймут», – констатировала профессор.

Доктор политических наук Юрий Булуктаев задался вопросом, что же представляет собой конструктивная журналистика:

«За рубежом она считается новым трендом, хотя это не совсем так. Просто она отличается от классической журналистики тем, что занимается не только освещением проблем, но и предлагает пути их решения. При таких условиях журналисту требуется много новых компетенций. Например, умение анализировать результаты интеграции, осознавать, как ее воспринимают люди, потому что многие в нашей стране даже не знают историю создания ЕАЭС».

Иногда конструктивную журналистику называют журналистикой решений. То есть автору мало говорить и писать о негативных вещах, он должен выявить основные причины существующей проблемы, а также внести предложения, реализация которых позволит изменить ситуацию к лучшему. Другими словами, если раньше журналистский материал должен был содержать в себе ответы на пять основных вопросов – кто? что? где? когда? и почему?, то теперь к ним добавляется шестой – что делать дальше?

«Конструктивная журналистика – это не короткая заметка или сюжет, вызывающие эмоции, – подчеркнул Сакен Бельгибаев. – Как правило, она подразумевает полноценный материал, рассказывающий о той или иной проблеме, ее решении и судьбах причастных к этой ситуации людей. Журналистика решений, или конструктивная журналистика, является своеобразным гарантом развития общества, не позволяющим ему, ну или как минимум части этого общества, скатиться в пессимизм или нигилизм. Конструктивная журналистика помогает обществу становиться более активным и справедливым плюс – менее агрессивным. Хотя я не исключаю, что и в такой журналистике могут встречаться манипуляции».

Что касается журналистики, освещающей интеграцию на евразийском пространстве, то она, по мнению Эдуарда Полетаева, в значительной степени носит «паркетный» характер.

«Материалы об интеграционных инициативах в основном пишутся с официальных мероприятий, – уведомил он. – И очень мало жизненных репортажей о том, что изменилось в результате реализации тех или иных интеграционных инициатив. Для интеграционной журналистики важно не только понимать различия, но и выявлять схожие черты и закономерности развития стран на постсоветском пространстве. Формирование открытых коммуникаций в рамках интеграционных структур является актуальной задачей как для медийной системы государств-партнеров, так и для ряда неправительственных организаций и экспертов».

По мнению профессора кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, директора Центра евразийских исследований Галии Мовкебаевой, для реализации задач необходимо прежде всего сформировать систему общих евразийских интересов и приоритетов в информационной политике, затем нужно начать поэтапно выстраивать медиакультурное пространство как базу успешной̆ интеграции, способствовать ее интеллектуализации.

«В соцсетях часто встречаются опросы представителей молодого поколения, по результатам которых становится понятно, что многие респонденты не знают, какие государства входят в ЕАЭС, не могут назвать столицы стран-участниц, фамилии президентов, – рассказала она. – Пока информация о евразийской интеграции и деятельности ЕАЭС довольно скудная и в основном касается встреч на высоком уровне и публикаций в официальных СМИ. Порой мы даже не видим сообщений о проводимых конкурсах. Так, недавно наши магистранты постфактум узнали о международном конкурсе «Молодой аналитик Евразии».

Также профессор считает необходимым сформировать общие принципы информационной политики, в том числе этические принципы экспертного сообщества.

«К сожалению, некоторые аналитики в евразийском информационном поле позволяют себе много нелицеприятных высказываний, отходя от принципов объективности и непредвзятости. Я считаю, что нужно привлекать больше молодежи к реализации интеграционных программ. У нас на факультете международных отношений есть курс по евразийской интеграции. Такие курсы, как мне представляется, нужно вводить – пусть и по выбору, как элективные – для гуманитарных факультетов высших учебных учреждений стран ЕАЭС, в том числе и на факультетах журналистики», – предложила Галия Мовкебаева.

В ходе заседания высказывались мнения, что конструктивная журналистика должна быть реалистичной и держать потребителей в курсе последних новостей.

«СМИ прежде всего интересуют информационные поводы, – рассказал политический обозреватель Владислав Юрицын– Идея же конструктивной журналистики состоит в том, чтобы придать материалам больше контекста и, соответственно, сделать потребителей новостей более разумными. Медиа Казахстана и стран Евразии должны стремиться к высоким нравственным, интеллектуальным и профессиональным планкам, необходимо сделать одной из основных целей существования СМИ желание рассказывать людям правду».

ЮЛИЯ МАЙСКАЯ

Источник: Портал SPIK.KZ

от wefund