Украинская ситуация так или иначе разрешится. И дальше снова придется жить рядом. Но география – вещь упрямая, и это надо учитывать, говорят эксперты. Дискуссий и мнений относительно событий в Украине сегодня в казахстанском обществе много, но многие из них более чем эмоциональны, такое мнение высказали эксперты в рамках прошедшего недавно очередного заседания клуба «Мир Евразии», некоторых из которых цитирует inbusiness.kz.
Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии»: – В свете военных действий в Украине имеет место манифестация эмоций, но эмоциональное восприятие действительности в нашем экспертном сообществе не должно превалировать над логикой. Понятно, что дипломатия лучше войны, а спокойная оценка лучше эмоциональной.
Александр Губерт, профессор кафедры «Государственная и общественная политика и право», Алматы Менеджмент Университет (AlmaU): – Сегодня идет передел мира. Россия заявила о своем праве, как она считает, иметь зону собственного влияния. Украинская ситуация так или иначе разрешится. И дальше снова придется жить рядом. Но география – вещь упрямая. Недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев выступал в Москве и говорил о том, что Армения и Азербайджан уже не воюют, будут жить, потому что соседи, они должны и вынуждены решать вопросы, которые у них накопились. То же самое будет у России с Украиной после разрешения тем или иным способом конфликтных ситуаций. Постсоветским государствам не удастся развестись в полной мере, разъехаться в разные географические точки. Никто между ними не построит Великую Китайскую стену. В общих интересах гармонизировать отношения.
Шавкат Сабиров, директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии, член общественного совета при МИД РК: – Что касается ситуации в Украине, расскажу две житейские истории. Один из казахстанских топ-менеджеров женился на девушке из Луганска, столицы ЛНР. Он не мог никак оформить ее законное пребывание в нашей стране. ЛНР Казахстан не признал, как, соответственно, и ее документы. Украина не решила проблемы девушки, потому что она, по ее мнению, обладает сепаратистским паспортом. Единственный был выход – оформить ее как беженку через структуры ООН. Только после этого семья смогла нормально жить в Казахстане. Один из моих друзей купил несколько тысяч экземпляров компьютерных комплектующих в Донецке, столице ДНР. Казахстанская налоговая служба не взяла их в себестоимость, потому что они приобретены на непризнанной территории. По сути, все, что производили ЛНР и ДНР, было трудно экспортировать, местные документы за рубежом никому не были нужны, и все это отражалось на жизнях людей. Поэтому говорить однозначно о происходящем конфликте в Украине я не берусь. Это вопрос большой политики. Казахстан находится между двумя великими соседями, Россией и Китаем, вряд ли у него есть какой-то иной выбор. Подозреваю, что перед Олимпиадой у лидеров двух государств, Владимира Путина и Си Цзиньпина, была договоренность по некоторым неозвученным вопросам. К тому же Россия свою систему раннего предупреждения от ядерных ударов расширила до Юго-Восточной Азии. А Китай расширяет свою зону до Европы. В начале февраля 2022 года в Пекине китайский руководитель заявил, что Россия и Китай являются «опорой для сплочения мира». Владимир Путин в свою очередь отметил, что отношения между двумя странами приобрели «беспрецедентный характер». Таким образом, получается, что на пространстве Евразии создана такая общая крыша безопасности.
Аскар Нурша, политолог: – Говоря о вооруженном конфликте в Украине, считаю, что его влияние на постсоветское пространство окажется в разы больше. Дело не в том, кто победит, а кто проиграет. Вопросы в том, какова будет военная, экономическая, человеческая цена? Антироссийские санкции могут серьезно отразиться на Казахстане. Под ударом оказались банковский и нефтяной рынки, идет девальвация национальной валюты, разгонится инфляция, под вопросом транзитные возможности страны. Мы видим сегодня также необычный уровень сотрудничества между Россией и Китаем. Например, под влиянием войны в Украине Пекин стал отходить от некоторых своих внешнеполитических постулатов. Он постоянно выступал за территориальную целостность. Такую позицию Китай держал в ситуации с Крымом, с Абхазией и Южной Осетией. Но сейчас многое меняется. То, что мы обсуждаем, не отражает нынешнюю реальность, это уже старая эпоха. Если Россию лишат доступа к высоким технологиям, то встанет вопрос о качественном перевооружении экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Последствия конфликта в Украине в том, что будет формироваться совершенно иная реальность с новыми организационными формами.
Кульпаш Конырова
Источник: inbusiness.kz