На постсоветском пространстве возникла новая волна военно-политической напряженности, хотя формат, в котором работает Содружество, является бесконфликтным
После развала СССР и появления ряда независимых государств, их взаимодействие развивается в рамках региональных объединений, первым из которых стало СНГ. На протяжении более 30 лет существования Содружество ведет поиск оптимальных форм сотрудничества, и, несмотря на имеющиеся негативные прогнозы, смогло отстоять свое право на развитие. В 2022 году ротационное председательство в СНГ осуществляет Казахстан.
Среди приоритетов Концепции внешней политики РК на 2020–2030 годы отмечено «развитие двустороннего и многостороннего взаимодействия с государствами-участниками СНГ в целях укрепления диалога в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях, а также в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам».
За годы независимости Казахстан укрепил свои позиции на международной арене, утвердившись как миролюбивое и открытое государство. Участие страны в миротворческих процессах и инициативах является одним из важных аспектов внешней политики государства, активно выступающего за разрешение существующих проблем коллективной безопасности на пространстве СНГ и в целом во всем мире. Об этом говорили казахстанские и зарубежные аналитики, принявшие участие в заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Председательство Казахстана в СНГ и вопросы безопасности».
«Казахстан может использовать свой опыт международной медиации, – предположил руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» из Башкортостана Алексей Чекрыжов. – Уже не только как председатель СНГ, но и как не вовлеченный в российско-украинский конфликт постсоветский актор. Можно ожидать, что достижение договоренностей формата «Минск» уже невозможно. На это не пойдет западный блок, однако вполне реально подключение медиационной системы «Астана»».
«Хочу отметить, что в свете военных действий в Украине имеет место манифестация эмоций, но эмоциональное восприятие действительности в нашем экспертном сообществе не должно превалировать над логикой, – считает политолог Эдуард Полетаев. – Понятно, что дипломатия лучше войны, а спокойная оценка лучше эмоциональной. В связи с последними событиями некоторые активисты в Казахстане выдвигают требования приостановить членство Казахстана в ЕАЭС и ОДКБ. При этом СНГ мало кто упоминает. Наверное, тот формат, в котором оно работает, является бесконфликтным».
Когда двое из учредителей СНГ – Россия и Украина в конфликте между собой, говорить о безопасности в рамках данной международной организации трудно. В некоторых точках на пространстве Содружества всегда сохранялся значительный конфликтный потенциал. В январе 1993 года был принят Устав СНГ, в котором предусматривались миротворческие усилия стран-членов. Еще ранее в Содружестве начинают формироваться коллективные силы по поддержанию мира. В 1992 году было подписано соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. В сентябре 1993 года Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили Соглашение о коллективных миротворческих силах. А в января 1996 года был подписан один из важнейших документов в данной сфере – Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств – участников СНГ и принято Положение о Коллективных силах по поддержанию мира.
«В 1990-х годах под эгидой Содружества предпринимались определенные усилия по урегулированию некоторых межгосударственных и внутригосударственных конфликтов, – вспоминает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. –
Коллективные миротворческие силы действовали в Таджикистане во время гражданской войны и еще несколько послевоенных лет (до 2000 года) в целях содействия стабилизации обстановки и поддержания мира в этой стране. А в 1994 году Азербайджаном и Арменией по инициативе Межпарламентской ассамблеи СНГ был подписан Бишкекский протокол о прекращении огня во время первой Карабахской войны».
Однако впоследствии СНГ, по мнению политолога, значительно утратило свой миротворческий потенциал, о чем свидетельствует новая волна военно-политической напряженности на постсоветском пространстве (вооруженные конфликты между Россией и Грузией, Россией и Украиной, Азербайджаном и Арменией, Кыргызстаном и Таджикистаном). Иногда роль арбитров берут на себя отдельные страны, как, например, Беларусь в 2014–2015 годах в рамках вооруженного конфликта на востоке Украины или Россия во время второй Карабахской войны 2020 года. Сейчас же в конфликте России и Украины подходящего посредника нет.
«Но таковым может стать Казахстан, учитывая его соответствующее предложение в 2014 году и недавнее заявление действующего президента Касым-Жомарта Токаева, – заявил эксперт. – Причем наша страна может действовать в этом направлении как председательствующая в СНГ, используя возможности данной структуры. К тому же Украина официально из состава Содружества пока не вышла и, учитывая неоднозначную позицию Беларуси, может проявить интерес к соответствующему участию Казахстана».
Кроме того, известный казахстанский аналитик предложил расширить функции и полномочия Совета министров иностранных дел СНГ, сделав его полноценным медиатором во время различных споров и конфликтов стран-участниц. В том числе с акцентом на превентивную дипломатию с целью недопущения перерастания конфликтов в вооруженные столкновения. «И все это нужно делать уже сейчас, – уверен он. – А после урегулирования конфликта между двумя странами можно будет пересмотреть всю систему работы Содружества и его структур, включая Объединенную систему ПВО и Антитеррористический центр. Относительно последнего важно посмотреть, что следует изменить в его деятельности в интересах предотвращения в странах-участницах СНГ инцидентов, аналогичных январским событиям в Казахстане».
Занятие позиции председателя в СНГ Казахстаном происходит в весьма драматической обстановке, когда речь идет о существенном кризисе в рамках всего постсоветского пространства. Вопрос стоит о серьезном переформатировании отношений. Военные результаты – это одно, а политические, экономические и гуманитарные последствия будут гораздо сложнее. Об этом заявил профессор Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ Сергей Бирюков.
В этой ситуации председательство Казахстана вселяет определенный оптимизм. Поскольку это та страна, которая не вызывает антипатии и неприятия ни у одного члена СНГ. «Самая главная функция, которую Казахстан мог бы реализовать в рамках своего председательства – это быть модератором и наполнять содержанием функционирование Содружества, поскольку структур много, а деятельность по поддержанию бесконфликтного состояния не осуществляется, подчеркнул эксперт. – Есть запрос на начало такого диалога, сами события к нему подводят».
Впрочем, тот факт, что между членами какого-то межгосударственного объединения бывают трения, сложности, конфликты — это вполне нормальная практика. «Противостояние между Индией и Пакистаном, членами Содружества наций (объединение государств, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие доминионы, колонии и протектораты) продолжается с момента получения ими независимости в 1947 году, – рассказал доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Равшан Назаров. – Турция с Грецией периодически оказываются практически на грани вооруженного конфликта, они десятилетиями находятся в состоянии «холодной войны», являясь при этом членами НАТО и смотря друг на друга «через прорези прицелов». Остров Кипр почти полвека назад, в 1974 году оказался разделенным на Север, контролируемый турками и Юг, контролируемый греками. Поэтому нельзя говорить о том, что межгосударственные конфликты внутри одной крупной организации обязательно подрывают ее единство».
В современных условиях активизируется мироустройство, идут ускоренные ежечасные изменения, и в целом непонятно, как будет выглядеть мир в будущем. «Поэтому от таких интеграционных объединений, как СНГ и надстроенных над ним, вроде ОДКБ, требуется активное участие в горячих историях, – заявил руководитель сектора изучения политических процессов и вызовов современности Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Булат Мурзагалеев. – С их стороны нужны эффективные, оперативные, информационно поддерживаемые решения. Свидетельством того, что мир изменился, является даже то, что запрещенное движение «Талибан» жалеет о жертвах на территории Украины, призывает помочь афганцам, находящимся на ее территории. Для многих этот высказанный гуманизм оказался непривычной новостью, поскольку «Талибан» считается радикальным религиозно-политическим движением».
Аманжол СМАГУЛОВ
Источник: Dalanews.kz