Отрасли, которые сегодня являются приоритетными – нефтехимический кластер, технические специальности –даже несмотря на большое количество выпускников все равно останутся востребованными.
Успешное развитие национальных образовательных систем является фундаментом, на котором выстраивается экономическое благополучие и стабильное развитие всех стран мира. Модернизация образования и науки – процесс всеобщий, однако в каждом государстве он проходит по-своему. Так, в настоящее время Казахстан проводит масштабную программу модернизации экономики и остро нуждается в инженерно-технических кадрах.
В начале XXI века одними из самых нужных специалистов были юристы и экономисты. Им на смену пришли финансовые аналитики и программисты, а теперь на рынке труда огромная потребность в инженерах. Специалистов гуманитарного профиля могут готовить местные вузы, но по целому спектру технических специальностей в республике никого не обучают вообще. В стране реализуется поручение президента Касым-Жомарта Токаева о переориентации программы «Болашак», в результате чего приоритетными станут технические, естественнонаучные и сельскохозяйственные направления подготовки специалистов. По данным направлениям будет увеличено число стипендиатов и количество вузов, включая российские.
В конце февраля 2022 года в присутствии премьер-министров Алихана Смаилова и Михаила Мишустина было заключено Соглашение о создании и функционировании филиалов российских вузов в РК и казахстанских в РФ. Документ регулирует создание их представительств и заключен сроком на пять лет с возможностью продления. Таким образом Казахстан и Россия расширяют сотрудничество в области образования.
В рамках дискуссии на тему «Образовательное сотрудничество России и Казахстана: новые приоритеты», организованной по инициативе казахстанского общественного фонда «Мир Евразии» и российского Центра геополитических исследований «Берлек – Единство» из Республики Башкортостан, эксперты обсудили широкий круг образовательных аспектов двустороннего взаимодействия. Специалисты отметили, что сотрудничество двух государств в сфере образования приобретает новые ориентиры и направления, а также в свете непростой политической обстановки в мире сталкивается с новыми вызовами.
Открывая дискуссию, казахстанский политолог Эдуард Полетаев озвучил основные вопросы, которые придется решать странам на пути тесного взаимодействия в области образования. Это влияние санкционного давления Запада на Россию, разные статистические данные относительно количества казахстанских студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации, неоднозначная ситуация в вопросе двудипломного образования, статус дипломов российских вузов, призывы в российском обществе отказаться от Болонской системы, влияние украинского фактора на казахстанское общество и т. д.
Между тем, как отметил эксперт, двустороннее сотрудничество между странами в сфере высшего образования регулируется несколькими десятками договоров и соглашений. «Первое из них — соглашение между РК и РФ о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 1994 года, — напомнил он. — Также государства вместе участвуют в многосторонних интеграционных проектах в сфере образования, таких как Сетевой университет СНГ и Университет ШОС. Старт данным проектам дала Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ от 1997 года».
Руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек-Единство» Артур Сулейманов привел в пример успешный опыт сотрудничества между Уфимским государственным нефтяным техническим университетом и Евразийским Национальным университетом им. Л. Н. Гумилева. В настоящее время профессорско-преподавательский состав вузов приступает к совместной работе над учебником по евразийскому регионоведению.
«Здесь не нужна политизация, — подчеркнул политолог. — Важно продвигать учебники, которые работали бы на дружбу народов, рассматривали общие моменты истории. Например, 30-летний путь постсоветского развития, выстраивание многочисленных контактов. Российско-казахстанское сотрудничество является, на мой взгляд, образцовым. Почему бы не написать об этом учебник, чтобы студенты двух стран изучали факты и видели, что дружба является глубокой и со временем будет укрепляться».
В свою очередь директор Центра ЮНЕСКО Казахского Национального университета им. аль-Фараби Лайла Ахметова также привела много примеров многолетнего сотрудничества двух стран в сфере образования и подготовки кадров. «Семь журналов нашего университета индексируются в базе данных Scopus, — отметила, в частности, профессор. — Мы идем к тому, чтобы стать высокорейтинговыми. В этих журналах публикуется много преподавателей из российских вузов».
Международное сотрудничество является одним из приоритетных направлений деятельности вузов, инструментом в обеспечении соответствия университетского образования международным стандартам, направленого на повышение статуса и интеграцию в мировое образовательное сообщество.
Казахстанский политолог Замир Каражанов видит большой потенциал сотрудничества двух стран в области НИОКР.
«На сферу исследований страны мира начали тратить больше, чем на оборону, — констатировал он. — Это может быть связано с глобальной безопасностью. В ХХ веке имелась тенденция, когда на образование стали больше выделять денег, чем на социальные расходы. В XXI веке будет усиливаться тренд на инновации. Устойчивое развитие стран напрямую зависит от того, как развита у них наука, сфера научного сотрудничества. Если оценивать наши страны по Индексу человеческого развития (измеряющего среднюю величину достижений в том числе в области получения знаний), мы увидим, что Россия и Казахстан стоят в рейтинге недалеко друг от друга».
Сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии Ирина Черных акцентировала внимание в своем выступлении на вопросах двудипломного образования. «Для Казахстана это одна из актуальных проблем, поскольку недавно была утверждена концепция «Образованная нация», одним из индикаторов которой как раз является двудипломное образование, — подчеркнула она. — Я посмотрела информацию ведущих вузов Казахстана, какие из них работают по программе двойных дипломов. В списках университетов-партнеров есть российские вузы, но их мало. Большинство двудипломных программ развиваются с западными университетами, впрочем, как и в России. Подписываются меморандумы, разрабатываются те или иные учебные программы. Но работают ли они? Так же интересен ответ на вопрос, насколько казахстанские вузы могут предлагать интересные и уникальные программы для российских студентов?».
За постсоветский период государства создавали и развивали ту систему образования, которая отвечала их интересам. Предложение о создании филиалов российских вузов на территории Казахстана имеет под собой объективную основу. Об этом заявил директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов.
«В системе среднего образования статистика очень четкая, — уверен он. — Директор каждой школы должен сдать отчет в отдел образования, куда и на какие специальности поступили выпускники. Думаю, не случайно был сделан акцент на развитии технических специальностей и именно в западных регионах страны. Наверное, у министерства образования и науки Казахстана имеются статданные. Львиная доля казахстанских абитуриентов, выезжающих в Россию, как раз выбирают не педагогические и гуманитарные, а технические специальности. Именно на западе страны, где много иностранного капитала, управляющий инженерный персонал представлен многими зарубежными специалистами. И мы правильно делаем, что требуем замещать иностранных специалистов отечественными».
Алексей Чекрыжов, руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов ЦГИ «Берлек-Единство» убежден, что российско-казахстанское сотрудничество в сфере образования объективно никуда не денется, и статистические данные это подтверждают.
«Уже более 60 тысяч казахстанских студентов обучаются в российских вузах, — отметил он. — И это не только высокорейтинговые образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга. В Уфимском нефтяном техническом университете много казахстанских студентов грызет гранит науки по многим причинам – и в силу географической близости, и благодаря интересу ко многим технологическим специальностям».
В своем выступлении политолог выразил надежду в том, что вопросы российско-казахстанского образовательного сотрудничества будут усиливаться. Для этого есть база и основания. «Казахстанских студентов всегда очень хорошо принимают в российских городах. Есть фактор языковой и культурной близости, эта молодежь никогда не маргинализируется», — указал он.
«Те отрасли, которые сегодня являются приоритетными – нефтехимический кластер, технические специальности –даже несмотря на большое количество выпускников все равно останутся востребованными особенно в условиях западных санкций, — резюмировал эксперт. — Именно те отрасли, на которые оказывается давление, особо будут нуждаться в высококвалифицированных выпускниках».
Аманжол СМАГУЛОВ
Источник: Информационно-аналитическое издание КОНТУР