Чтобы Таможенный союз нормально работал, надо наладить казахстанско-российские двусторонние отношения, считает казахстанский политолог Дулатбек Кыдырбекулы.
«Если посмотреть с политической точки зрения, то, чтобы Таможенный союз нормально работал, надо наладить казахстанско-российские двусторонние отношения, потому что здесь при тех минусах, которые мы имеем от ТС, надо добавить проблемы, которые имеются именно в двусторонних отношениях. Это проблемы в отношении того же Байконура, тех же полигонов», — сказал Кыдырбекулы, выступая на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Казахстанско-российские отношения: реалии и перспективы».
По его мнению, чтобы Таможенный союз укрепился, надо, чтобы, прежде всего, укрепилось сотрудничество между Казахстаном и Россией, были урегулированы все вопросы политического характера, вопросы сотрудничества в области безопасности и борьбы с терроризмом, вопрос об экстрадиции.
«В конце этого года Казахстан вступит в ВТО. Что это нам даст? Это большая дилемма, что лучше — ВТО или ТС? В идеале они друг друга должны дополнять — это было бы большим плюсом и для Казахстана, и для России, но в реальности я предвижу, что они друг другу могут мешать и ВТО может разрушить Таможенный союз», — заметил Кыдырбекулы.
Другой казахстанский политолог Антон Морозов считает, что интеграция между Казахстаном и Россией персонифицирована.
«Много говорилось о спонтанном и хаотичном интеграционном движении, но, помимо этого, я бы еще выделил, что, на мой взгляд, она персонифицирована. Если не будет кого-то из лидеров стран Таможенного союза, не уверен, что интеграционное движение продолжится, а двусторонние отношения не изменят своего формата, поскольку в элите, а не только среди социума, присутствуют различные группы с различными ориентациями — кто-то ориентирован на либеральный Запад, кто-то на пантюркистские идеи», — сказал Морозов.
По его мнению, абсолютно не факт что общие границы, вопросы безопасности обеспечат непрерывность и такие же темпы интеграции.
«Хочу поговорить об информационной пене, под которой не видно, какая почва находится — то ли это устойчивый грунт, то ли болото. Что касается Таможенного союза и ЕЭП — концептуальных документов, которые бы оговаривали, как и на каком уровне это будет поддерживаться, нет. Поэтому мы имеем такую хаотичную картину относительно и двусторонних контактов и интеграции в целом», — отметил Морозов.
По его словам, выделяется несколько уровней. Первый уровень — именно информационное сопровождение, работа официальных органов, различные протоколы и т.д. Здесь найти все это можно, но в целом в информационном пространстве об этом мало что известно. Второй уровень — это социальная информация, освещение жизни простых людей.
«И между экспертным уровнем и официальным какие-то диффузии информации присутствуют, но что касается третьего, самого большого интеграционного уровня, здесь позитивные вещи назвать затруднительно. Именно поэтому мы видим такие различные подходы. Сторонники интеграционных процессов выдвигают довольно тривиальную идеологию — общее прошлое и т.д., противники находят серьезные аргументы против всего этого. Отсутствует вообще какая-либо системная информационная работа, она хаотична», — резюмировал Морозов.
Казахстан, Астана, 4 октября, корр. Trend, Д. Мухтаров,
Trend News Agency.