АГРОПРОМ ЕВРАЗИИ: ТОЛЬКО ВПЕРЕД, НИ ШАГУ НАЗАД

30.12.2019

Предпринимаемые меры должны помочь вывести АПК Казахстана и других стран ЕАЭС на качественно новый и конкурентоспособный уровень

 Практика показывает, что назрели перемены в осмыслении значимости сельского хозяйства, это должна быть современная  отрасль, использующая новейшие  технологические разработки. Цифровизация сельского хозяйства упорядочит систему АПК и поможет  привлечь инвесторов. Об этом и не только говорили казахстанские эксперты, собравшиеся на днях в Алматы в рамках заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Агропром Евразии: потенциал для устойчивого развития».

 Динамичному развитию казахстанского АПК в уходящем 2019 году уделялось много внимания. Проекты в этой сфере должны помочь Казахстану сделать шаг вперед. Дело в том, что его намерены сделать одним из ключевых драйверов экономики. Приоритетами развития АПК назначены повышение производительности посредством внедрения новых технологий и переработки сельхозпродукции, в том числе для дальнейшего экспорта. Из года в год растет инвестиционная поддержка сельского хозяйства. Тематикой предстоящего в 2020 году 33-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте РК было объявлено развитие несырьевого экспорта.

 «Сельское хозяйство – наш основной ресурс, но он используется далеко не в полной мере. Мы имеем значительный потенциал для производства органической и экологически чистой продукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом», — подчеркнул Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана. В ноябре 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости увеличения производительности труда в сфере, а также подписал поправки в законодательство по вопросам АПК.

 АПК также относится к важному сектору экономики других стран ЕАЭС, он обладает интеграционным потенциалом. Трудно представить, чтобы общая конкурентоспособность данного интеграционного объединения была бы возможна без сельского хозяйства. «Основной целью развития АПК стран ЕАЭС является эффективная реализация ресурсного потенциала для увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Сельское хозяйство обеспечивает не только экономическое, но и социальное благополучие, а также национальную безопасность и продовольственную независимость», — сказал политолог Эдуард Полетаев.

 В октябре 2019 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) одобрила подходы по разработке информационного ресурса «Агроиндустрия ЕАЭС» о крупных инвестиционных и инновационных проектах, значимых для развития АПК ЕАЭС. Ресурс будет содержать направления, по которым целесообразно реализовывать проекты с формированием кооперационных цепочек производства в рамках Союза. В настоящее время идет обсуждение проекта Концепции коллективной продовольственной безопасности государств-членов ЕАЭС. Также ЕЭК совместно с бизнесом союзных стран разрабатывает дорожную карту по созданию агро — и биоиндустриальных парков. Кроме того, ЕЭК призвала страны ЕАЭС переходить к цифровизации сельского хозяйства. В 2018 году был создан Совет по АПК ЕАЭС решением глав государств-членов для обеспечения эффективного взаимодействия министерств сельского хозяйства при реализации согласованной агропромышленной политики.

 В 2018 году производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах в ЕАЭС составило 108,9 млрд. долларов США. Стабильно увеличиваются ее объемы. В сельскохозяйственном обороте стран-членов находится около 315 млн гектаров земель, а общий рынок составляет более 183 млн потребителей. Удельный вес сельскохозяйственного производства в ВВП в среднем за последние годы составляет от 4 до 15%, в зависимости от страны. В будущем перспективными направлениями сотрудничества в аграрной сфере могут стать развитие биотехнологий, производство органической продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, исследования в области изменения климата, отказ от использования ГМО.

 «В секторе АПК государств — членов ЕАЭС в последние годы наблюдаются положительные тенденции развития, — отметил политолог Полетаев. — С точки зрения условий развития сельского хозяйства климатические показатели и природные ресурсы наиболее благоприятны в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике. Но одновременно именно в этих странах сельское хозяйство является высоко социально ориентированным сектором экономики, хотя, по экспертным оценкам, в Армении и Кыргызстане объемы государственной поддержки меньше, чем в других странах ЕАЭС. В Беларуси и России большая часть территории приходится на природно-климатические зоны высокорискового земледелия и скотоводства с нестабильными результатами. В совокупности для всех государств — членов ЕАЭС государственная поддержка сельского хозяйства имеет важное значение для устойчивого развития сектора».

 Уровень поддержки аграрного сектора в Казахстане очень высокий, — считает главный редактор журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин. Причем это никак не противоречит требованиям ВТО, которым в ЕАЭС все стремятся соответствовать. «По правилам организации внутренняя поддержка сельхозпроизводства делится на три корзины — красную, желтую и зеленую, — разъяснил он. — Красная корзина – запрещенные меры. Меры поддержки зеленой корзины могут применяться без ограничений. Нас интересует желтая корзина, куда попадают ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат. Казахстан в рамках желтой корзины выбил себе очень хорошие условия – 8,5% – это отношение госсубсидий к объему производства сельхозпродукции в стране. При этом Армения и Кыргызстан раньше вошли в ВТО, но предварительно не позаботились о своем сельском хозяйстве – у них по 5%. У Беларуси, единственной в ЕАЭС, кто не входит в ВТО, господдержка АПК весьма высокая – 10%. Беларусь не член ВТО, поэтому исполняет требования договора о ЕАЭС, по которому 10% – предел. Недавно столько же было у РФ, но после присоединения к ВТО Москва последовательно снижает это значение до 5%. Вопрос о квотах на производство сельхозпродукции обсуждается в рамках ЕЭК. Предполагается, что эта мера позволит избежать перепроизводства и регулировать уровень продовольственных цен».

 В мире спрос населения на товары народного потребления почти на 75 % покрывается за счет сельскохозяйственного производства. Его сезонный характер, высокая зависимость от природно-климатических условий, риски в получении стабильных доходов, значительный разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности приводят к низкой конкурентоспособности аграрной продукции, что порождает необходимость постоянной государственной финансовой поддержки. Единый рынок товаров, услуг, капитала и труда является основой интеграционного проекта. Для создания единых конкурентных условий между странами ЕАЭС сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимы единые правила поддержки, унифицированная политика.

 «В каждом из государств ЕАЭС реализуется собственный экономический механизм функционирования аграрного рынка, включающий такие основные элементы, как кредитование, субсидирование, ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др., — отметил политолог Полетаев. —  Функционирование этих подсистем в государствах-членах ЕАЭС в настоящее время отличается. Национальные инструменты государственного регулирования оказывают влияние на динамику производства, ценообразование и инвестиции а, следовательно, на условия конкуренции на общем аграрном рынке ЕАЭС».

 «Уверен, что у стран ЕАЭС хороший потенциал для развития агропрома, — утверждает экономист Айдархан Кусаинов. — Существует два противоречивых процесса на пространстве ЕАЭС: импортозамещение и продовольственная безопасность. 5 лет уже существует ЕАЭС, и в какой орбите находится продовольственная безопасность? Если в границах России, то это формально несколько неправильно, ведь таможенных постов давно уже нет, проблема реэкспорта стоит на дальних границах. Их надо решать там, а не на границах России с Казахстаном или России с Беларусью. Это один блок вопросов.

Другой блок, который нужно проговаривать и прорабатывать для всех стран ЕАЭС – это общая продовольственная безопасность. В таком контексте легче будет договариваться, и скандалы с запретом на ввоз той или иной продукции уменьшатся. И Казахстан сегодня на эту тему говорит, в частности о том, что идет много импорта в страну, мы от него зависим, пытается наладить импортозамещение».

 Идея экономиста Кусаинова такая: давайте выстраивать единые рыночные условия. Обсуждая общее рыночное пространство, необходимо также поднимать вопросы мер поддержки бизнеса и производства. Ведь объемы поддержки АПК в странах ЕАЭС разные.  

 На мировом рынке ЕАЭС сегодня занимает лидирующие места по экспорту ряда сельскохозяйственных товаров. В 2018 году производство в ЕАЭС продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 108,9 млрд. долларов США. Дальнейший рост производства в ряде отраслей АПК сдерживается развитием агропродовольственного рынка, связанного с недостаточным платежеспособным спросом населения и поэтому на современном этапе необходимо расширять экспорт продукции, прежде всего в страны-участницы ЕАЭС и страны, с которыми подписаны соответствующие соглашения.

 «Следует иметь в виду, что внешние рынки сельхозпродукции обеспечиваются в основном национальными производителями, поэтому многие страны стараются вводить определенные ограничения на импорт этой продукции, — напомнил политолог Полетаев. — Стимулирование экспорта — мера необходимая для роста производства, но она сопряжена с проведением большой работы как внутри страны, так и с международными организациями, работающими в этом направлении. Опыт ведущих мировых стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции и продовольствия показывает, что все они осуществляют программы поддержки экспорта для достижения своих целей в условиях жесткой конкуренции на глобальных рынках».

Юлия МАЙСКАЯ

Источник: Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия»