Проблемы приграничных регионов и вопросы реализации потенциала приграничной торговли находят свое место в ряду приоритетных направлений государственной политики

Приграничное сотрудничество — один из важнейших факторов реализации целей и интересов стран, входящих в СНГ. Жизнь доказала, что это наиболее устойчивая и развивающаяся система взаимосвязей сопредельных государств. Об этом говорили известные казахстанские эксперты на состоявшемся недавно в Алматы заседании экспертного клуба «Мир Евразии» под названием «Развитие приграничной торговли: мосты для торгово-экономического сотрудничества».

В своем выступлении на заседании глав государств СНГ в Ашхабаде, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев одной из первостепенных задач Содружества назвал развитие торгово-экономического сотрудничества. «Нам нужны точки роста, которые придали бы новый импульс экономическому взаимодействию», — сказал он. Одной из таких точек является развитие приграничной торговли. Ее потенциал все еще используется не в полной мере. Ей же была посвящена сессия на ХVI форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедшем 6 — 7 ноября 2019 года в Омске.

«Приграничная торговля очень важна для развития казахстанских регионов, — заявил директор Центра китайских исследований CHINA CENTER Адиль Каукенов— Вопрос в том, как эффективно реализовать проекты. Один из ярких примеров — Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос» для беспошлинной торговли между Китаем и Казахстаном. Феномен «Хоргоса» изучают, он обратил на себя особое внимание с самого начала своего существования. Официально он начал свою работу более 3 лет назад, в августе 2016 года. Но избежать проблем и скандалов не удалось. Их не должно быть в новых проектах. Тем не менее, с Китаем у нас приграничная торговля одна из самых успешных. Все происходит систематизировано, цивилизовано. Ежедневно МЦПС посещают более трех тысяч человек».

Действительно, в Китае развитие приграничной торговли стабилизировало экономическое положение в его северных и восточных регионах. Позиционирование ряда приграничных городов в качестве крупных логистических центров привело к росту заработков на логистике (по принципу «товар на Юге – продажа на Севере»). «Не секрет, что в китайском континентальном приграничье продаются товары, значительная часть которых привезена из более развитых юго-восточных приморских провинций», — отметил политолог Эдуард Полетаев.

В целом, объемы взаимной торговли Казахстана со странами-соседями в значительно степени зависят от колебаний мировых цен на сырьевые товары. Однако, тенденция дальнейшего увеличения товарооборота сохранится в обозримом будущем, а экономический потенциал СНГ и ЕАЭС будет меняться в пользу их азиатской части. Соответственно, как отмечают многие эксперты, должно возрастать значение этой части постсоветского пространства для приграничной торговли.

«Почти два десятилетия назад мы ездили на конференцию в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, — поделилась воспоминаниями президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова— На мероприятии мы говорили о безопасности. Китайцы рассуждали о зонах приграничной торговли. Мы тогда думали: неужели они хотят нас через приграничную торговлю поставить в зависимость? Те же самые зоны приграничной торговли китайская сторона предлагала России, один и тот же доклад гулял по русскоязычной территории. Смысл был в том, чтобы развивать эту идею, использовать приграничную торговлю как драйвер сотрудничества. В настоящее время мы имеем свершившийся факт. Зона приграничной торговли в том виде, как они ее хотели, создана и функционирует».

«Хоргос» — это китайская инициатива выбора точку на границе и создания вокруг нее инфраструктуры. По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, на других границах Казахстана, например, с Россией и Кыргызстаном, нет смысла создавать МЦПС в связи с тем, что эти страны являются членами ЕАЭС. «Экономика должна развиваться, одной только нефтью мы не проживем, а высокотехнологичных вещей, которые мы могли бы возить далеко, чтобы торговать на мировом рынке, страна не производит, — отметил он. — Однако, и в приграничной торговле мы еще весьма пассивны. Мы не горим особым желанием строить эти центры приграничного сотрудничества, потому что здесь являемся импортерами. Базары строят продавцы, а мы покупатели китайских, кыргызских, узбекских, российских товаров народного потребления. Это такой формат существования стран Персидского залива: продавать нефть, импортируя необходимое. Но неизбежно то, что страна отойдет от этой модели. А значит, должна развивать и приграничное сотрудничество».

По данным министерства торговли и интеграции РК, торговля Казахстана с соседями растет. Так, по итогам 2018 года среди приграничных государств доля торгового оборота с Россией составила 19,5% (18,5 млрд. долларов, +13,1%) от общей торговли Казахстана, с Китаем — 12,3% (11,7 млрд. долларов, + 11,4%), с Узбекистаном – 2,9% (2,8 млрд. долларов, + 40,8%), с Кыргызстаном – 1% (900,5 млн долларов, + 17,7%), и лишь с Туркменистаном она немного ушла в минус  – 0,1% (98,1 млн долларов, — 1,5%).

На официальном уровне декларируют оптимистичные цифры по поводу значимости приграничного сотрудничества. В частности, цифра 70% очень часто звучит, когда говорят о товарообороте Казахстана с Россией. Именно столько товарооборота приходится на приграничную торговлю. Однако, когда речь идет о работе ЕАЭС, его критики возмущаются различными ограничениями, которые порой возникают при экспорте казахстанских товаров в Россию.

«Проблема ряда казахстанских экспортеров в том, что не у всех из них имеются необходимые объемы, чтобы попасть в российские торговые федеральные сети, где высокие требования по поставкам и качеству. Тем не менее, успешные примеры выхода на рынки есть, — привел ряд примеров Эдуард Полетаев. — Например, кажется удивительным, но в 2021 году казахстанский партнер «АвтоВАЗа» завод «Азия авто» закончит строительство завода полного цикла, и будет экспортировать автомобили LADA в Россию. Вода бренда Tassay сегодня продается в 6 странах СНГ, только в России торговые представительства расположены в 16 крупных городах. Сеть магазинов с казахстанскими продуктами из Омска «КазМаркет», предлагающая продукцию около 80 казахстанских производителей, рассматривает возможность развития по модели франчайзинга. Также развивается в Москве и Московской области сеть магазинов «Баурсак». «Алтын Кум» является крупнейшей в России специализированной сетью магазинов продуктов питания из Казахстана. В Санкт-Петербурге у нее 18 магазинов, в ассортименте которых больше 2 тысяч наименований 30 разных производителей, включая национальные продукты».

Эксперты пришли к выводу, что вопросы приграничной торговли требуют системного аналитического осмысления. Оценка влияния фактора приграничного положения на социально-экономическое развитие того или иного региона представляет собой сложную многокомпонентную задачу. Проблемой, связанной с анализом внешнеторговой информации, является наличие расхождений в статистических данных между соседями, которая вызвана рядом причин: от использования разных систем учета торговли и стоимостной оценки товаров до случаев их недостоверного декларирования.

«Наш институт несколько лет сотрудничает с московскими коллегами, — заявил директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов— Они издавали интересную энциклопедию «Регионы России». Она включает такие разделы, как география, недра, история, население, религия, власть, экономика, социальная сфера, достопримечательности, стратегии развития регионов. Кроме того, в нее включены различные тематические статьи, а также выступления видных государственных деятелей.  Значительное место отведено и сведениям об известных личностях, политических деятелях прошлых лет и нашего времени, о населенных пунктах, природных и исторических памятниках, учреждениях образования, культуры, сельскохозяйственных, промышленных предприятиях и многом другом» создание такой энциклопедии по сей день актуально, с учетом постоянных приграничных контактов. По мнению Арупова, создание такой энциклопедии актуально и в Казахстане.

Аманжол СМАГУЛОВ

Источник: Информационно-аналитическое издание КОНТУР

от wefund