Всеобщий интерес последних лет к цифровым валютам, технологии блокчейн и вообще к цифровизации экономики не может обойти стороной ни одно государство мира. В каком-то смысле формирование цифровых платежных инструментов является контрольной точкой современной глобальной финансовой гонки.
На сегодняшний день о планах создания собственных криптовалют заявили десятки государств. Постсоветское пространство не является исключением. Однако в отличие от других стран, участники ЕАЭС заявили о возможности введения общей для единого экономического пространства криптовалюты. В мае этого года Евразийская экономическая комиссия анонсировала планы по созданию собственной криптовалюты ЕАЭС под рабочим названием «криптоалтын» к 2020 году.
В вопросах развития цифровой экономики (и вместе с тем создания надежной и объективно «стоящей» криптовалюты) существует несколько основных препон. Помимо первичной технологической составляющей к главным препятствиям можно отнести: отсутствие правовой базы, регулирующей деятельность криптовалютных бирж и других специфичных институтов; довольно слабое использование известных криптовалют гражданами государств ЕАЭС, а также банально низкая степень информированности населения о специфике подобных платежных инструментов.
Страны Евразийского экономического союза, ожидаемо, не станут игнорировать вопрос подведения правового поля под цифровые стандарты. Однако время здесь играет главную роль. На сегодняшний день из евразийской пятерки впереди Республика Беларусь, в декрете о цифровой экономике которой криптовалюта признается в качестве универсального средства обмена. Другие государства пока разрабатывают аналогичные правовые акты, или же еще только решают, как определить подобные платежные инструменты в правовом поле.
При этом для формирования общей криптовалюты стран ЕАЭС, разумеется, требуются унифицированные регламенты относительно цифровых платежных инструментов. Это можно отнести к дополнительному препятствию создания «цифрового алтына». Государства единого экономического пространства постепенно приводят к общему знаменателю другие правовые нормы. Даже основные надгосударственные таможенные акты до сих пор нуждаются в доработке. Более того, унификация финансового законодательства возможна лишь в средне- и долгосрочной перспективах. Только тогда станут возможны переговоры «евразийцев» о необходимости/целесообразности введения единой валюты, создания общего эмиссионного центра.
Отсюда возникает и критика недавних инициатив Евразийской экономической комиссии – мол, у нас пока и самого «алтына» нет, а тут вдруг «криптоалтын». Тем не менее, именно шаг по введению общего цифрового платежного инструмента может стать апробацией создания традиционной единой валюты стран-участников. Успешная реализация проекта криптовалюты ЕАЭС станет одним из позитивных сигналов для дальнейшего финансового сближения.
Цифровые платежные инструменты, несмотря на технологические сложности их создания, в абсолютном понимании проще системы взаиморасчетов в национальных валютах. Иными словами, криптовалюты обладают рядом недостатков в виде сложностей с контролем и децентрализацией эмиссии. Однако в проекции регионального рынка ЕАЭС эти факторы скорее преимущество, нежели минусы.
Дело в том, что идея «криптоалтына» не предполагает введения единой валюты нескольких государств. Речь идет о создании удобного платежного инструмента – расчетной единицы.
Резиденты стран ЕАЭС справедливо сетуют на издержки, связанные с конвертацией валют при товарообороте. При этом национальные валюты «евразийцев» точно нельзя назвать стабильными. Курсы рубля и тенге то и дело бросает вверх и вниз ввиду целого ряда экономических и политических факторов. Эхом на эти явления откликаются и валюты Кыргызстана, Армении, чуть меньше – Беларуси. При этом, с каждым годом физические объемы взаимной торговли только растут, а значит при отсутствии эффективных мер ситуация может ухудшиться.
Внедрение цифровой расчетной единицы (аналогичной ECU в Европе) способно сгладить или даже нивелировать курсовую неустойчивость при взаиморасчетах бизнеса. Дополнительно, использвание криптовалюты при взаиморасчетах резидентов повысит прозрачность сделок, поможет выявить недобросовестных предпринимателей. К тому же, дальнейший потенциал «криптоалтына» донельзя велик. Всё-таки евразийский континент не ограничивается пятеркой государств ЕАЭС. Цифровая расчетная единица в будущем может применяться в торговой модели ЕАЭС-ЕС, при сопряжении программ евразийской экономической интеграции и китайского проекта Шелкового пути, а также в других наднациональных организациях (ШОС).
Разумеется, всё это потенциальные возможности. Для воплощения самого оптимистичного сценария придется проделать немало работы. Прежде всего, выровнять цифровую телекоммуникационную инфраструктуру государств-участников ЕАЭС. Затем – унифицировать законодательство и государственные программы в сфере цифровой экономики (а прежде их создать/доработать). Только после этого возможно внедрение и эффективное использование единой цифровой расчетной единицы. Впрочем, само формирование Таможенного союза и ЕАЭС несколько лет назад тоже считалось амбициозным.
Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»
Источник: Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»