марта в режиме видеоконференции прошло заседание руководителей антитеррористических центров стран-членов СНГ. С докладом выступил зампред Исполнительного комитета СНГ Бекетжан Жумаханов, который поддержал инициативу по разработке новой программы в сфере обеспечения безопасности.

В новую редакцию документа будут включены комплексные меры антитеррористической деятельности, отражающие реальную повестку со сложившимися вызовами и угрозами для СНГ.

Среди них:    

  • противодействие вовлечению в террористическую деятельность граждан стран-участниц СНГ;
  • профилактические мероприятия по предупреждению религиозного и политического экстремизма и радикализма;
  • контрпропаганда, меры по реабилитации и реинтеграции лиц, возвращенных из зон вооруженных конфликтов.

Причины принятия новой программы поняты. За последние годы участились рисковые события напрямую связанные с безопасностью СНГ. Вывод американских солдат из Афганистана, срежиссированные беспорядки в Белоруссии и Казахстане, актуализируют акценты будущей программы.

Кроме того, повысилась технологичность конструируемых угроз на постсоветском пространстве, когда в сценариях дестабилизации ситуации в странах Содружества искусственно используются социально-экономические трудности населения.

«Тревожные события, происходившие в Республике Беларусь и в некоторых городах России в 2020 и 2021 годах, массовые беспорядки в Казахстане, вспыхнувшие в начале текущего года, заставляют несколько иначе оценивать механизмы и целеполагание действий экстремистского характера как с правовой, так и с организационной точки зрения. Не осталось никаких сомнений, что все эти действия имеют выраженную социально-политическую подоплеку и фактически являются попытками организации и проведения так называемых цветных революций, направленных на ослабление либо свержение легитимных властей», – отмечает Бекетжан Жумаханов.

Очевидно, что разрабатываемая программа играет важную роль в построении и совершенствовании моделей антиэкстремистского и контртеррористического взаимодействия на обозримую перспективу.

Для стран СНГ противодействие вызовам и угрозам стоит на первом месте. В прошлом году также удалось принять несколько важных стратегических решений в сфере безопасности, которые вероятнее всего будут учтены и в новой программе.

Речь идёт о подписании Договора о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и создании первой базовой организация стран СНГ по исследованию проблем терроризма и иным проявлениям экстремизма.

В целом за последние два года основные акценты антитеррористических мероприятий были сконцентрированы на обмене упреждающей информацией и проведении согласованных оперативно-профилактических и специальных мероприятий, нормативном регулировании совместной деятельности, на информационно-аналитической и научно-исследовательской работе. И принятие новой программы в сфере безопасности является оформлением этой большой работы, и, в то же время, отвечает интересам стран-участниц СНГ.

В глобальном значении мы наблюдаем за тем, как СНГ становится на международной арене более востребованной структурой в вопросах безопасности и страны-участницы Содружества сосредотачиваются вокруг общих вызовов и угроз.

Можно предположить, что в перспективе на постсоветском пространстве будут пересмотрены некоторые принципы безопасности, которые закладывались ещё в начале 90-х годов и нуждаются в переосмыслении.

Во-первых, это принцип прагматизма, как основной линии внешней политики некоторых государств. После распада СССР он позволил перезагрузить отношения между странами, что было продиктовано объективными факторами развития полицентричного мира. Но со временем прагматизм, имеющий транзитный (временный) характер, должен трансформироваться в принцип доверительного и равнозначного сотрудничества государств СНГ.

Во-вторых, принцип мирного сосуществования, который имеет компенсаторное значение и требует детальной проработки с позиций современных угроз (расширение НАТО на Восток, «цветные революции», «информационные войны», гибридные войны, кибертерроризм). Этот принцип позволил в конце XX столетия разрядить международную напряжённость, но сейчас он не работает. Поэтому вместо него уместнее рассматривать подход неделимости безопасности, о котором неоднократно говорил глава МИД России Сергей Лавров. Сегодня продвижением этого принципа занимается не только СНГ, но и ОДКБ.

Конструктивное формирование сферы безопасности в формате СНГ объективно предполагает выстраивание равноправного диалога горизонтального типа и отказ от патернализма. В тоже время, требуется максимальная синхронизация интересов и выработка консолидированных решений на возникающие вызовы и угрозы. Это и есть институциональное доверие между государствами, основанное на принципах равнозначного сотрудничества и неделимости безопасности.

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»

Источник: berlek-nkp.com

от wefund