Как пандемия коронавируса отразится на жизни рядовых казахстанцев, обсудили участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии». По мнению аналитиков, от чумы XXI века пострадают практически все сферы человеческой деятельности. Особенно – образование. [газетная статья]

Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета:

– Пандемия COVID-19 стала тем фактором, который подтвердил, что мы однозначно провалили программу E-learning, по итогам реализации которой практически все школы в РК должны были обеспечить компьютерами и высокоскоростным интернетом. Где все это? По статистике, порядка 300 тысяч семей с детьми-школьниками не имеют компьютеров и нормального доступа в интернет. Университеты также столкнулись с похожими проблемами при переходе на дистанционный формат обучения.

Сегодня среди экспертов сформировалась точка зрения, что онлайн-обучение – способ получения знаний для бедных. Отчасти, с этим можно согласиться, так как при дистанционном обучении теряется личностный контакт обучаемого и обучающегося. При непосредственном контакте можно передавать личностные знания и опыт, наработки, совместно участвовать в проектах со студентами. Это теряется при дистанционном обучении.

Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии»:

– С одной стороны, польза онлайн-обучения очевидна. Появляется возможность учиться у известных преподавателей. С другой стороны, во всем нужна мера, потому что онлайн-образование – это односторонняя передача информации. Мало живого эмоционального контакта, нет процесса воспитания, который может организовать человек в офлайн, имеются трудности с дисциплиной.

Наиболее подверженными воздействиям негативных последствий пандемии с экономической точки зрения оказались университеты и обучающиеся в них студенты. Если основная масса школ и колледжей преимущественно финансируется государством, то значительная часть вузов стран ЕАЭС немалые деньги получает за счёт иностранцев, которые учатся на платной основе.

Андрей Чеботарёв, директор центра актуальных исследований «Альтернатива»:

– Достаточно успешно провожу занятия в режиме онлайн, даже организовывал учебные игры, в ходе которых студенты проявляют заметную креативность. При составлении четкого расписания занятий связь между личным и рабочим временем не теряется. К тому же удобно: не надо тратить время на дорогу из дома в вуз и ожидать опаздывающих студентов.

Хотя, конечно, отсутствие прямого контакта между преподавателями и студентами сужает возможности в процессе усвоения материала, обмена мнениями и так далее. В общем, свои минусы у онлайн-обучения есть. Но если правильно все организовать, то плюсов будет больше. Особенно с точки зрения коммуникации с иногородними и зарубежными коллегами и слушателями.

Гульмира Илеуова, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»:

– С точки зрения нынешнего времени ясно, что кадры здравоохранения – не те, которые могут готовиться в онлайн-режиме. Если по другим специальностям такое ещё возможно, то медицинское образование – это знания другого порядка.

Лайла Ахметова, директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби:

– У некоторых наших преподавателей нагрузка значительно увеличилась. Ученики 1 сентября не смогут снова сесть за парты. Недавно частные школы просили разрешение начать новый учебный год так, как раньше. Иначе им придётся сократить 40% сотрудников.

У меня в последнее время постоянно случались стрессы на занятиях. Часть студентов не выходила в онлайн, потому что у них… не было интернета! Живут они в Алматинской области, у них элементарно нет связи. У многих учащихся есть смартфоны, но нет компьютеров. Студенты не могут полноценно выполнять домашние задания.

Антон Морозов, политолог:

– Для примера – кейс сетевой клиники иглотерапии. Это казахстанский бизнес-проект, франшиза. Дистанционно учат акупунктуре, выдают диплом. Потом врачи, прошедшие курс, идут лечить людей. По мне, так это все равно, что бокс по переписке. Данный пример я привел к тому, чтобы привлечь внимание к вопросам качества дистанционного образования и возможных его последствий. Об этом надо думать уже сейчас.

Александр Губерт, старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право» университета «AlmaU»:

– Теперь очное образование действительно станет доступно не каждому. Отработка системы дистанционного образования таким массированным способом происходит впервые. Мы и раньше внедряли онлайн-образование, но так, чтобы всех в одночасье отправить на «удалёнку»… Это настоящий стресс для всех.

По своему опыту скажу, что качество обучения будет страдать. Нужно искать возможности и способы, несмотря на карантин, чтобы оставлять хотя бы частичное очное образование. Потому что идет разделение общества. И в Казахстане, и в других странах. Аэто – возможность для манипулирования.

Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты «АиФ – Казахстан»:

– Мое убеждение состоит в том, что онлайн-образование – система очень ущербная. Ныне мы имеем печальную картину того, что творится с нашей медициной. Разумеется, не все врачи плохи. Очень много самоотверженных и профессиональных специалистов. Низкий им поклон за то, что они делают. Но, тем не менее, уровень квалификации наших медиков, основной их массы – это следствие того, что творится с нашим образованием в целом. То, что происходило с его реформами в недавнем прошлом. И ущербность онлайн-образования неизбежно проявится в дальнейшем. Как сейчас проявляется качество работы так называемых «молодых специалистов» после бесконечного реформирования образования, как среднего, так и высшего.

Ян МЕТРИК

Источник: Республиканская общественно-политическая газета «Аргументы и Факты – Казахстан»

от wefund