В юбилейном для Великой Победы над нацизмом 2020 году активно популяризуются и распространяются знания по истории Великой Отечественной войны. Эта работа оказалась разнообразной по тематике и по формату.
«Необходимо по-новому объяснять и закреплять в сознании молодежи непреходящую ценность патриотизма, интернационализма и гражданского единства в их исторической реальности. Это крайне важно для безопасного, устойчивого и успешного развития наших стран в современных условиях», – заявила профессор ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Дина Аманжолова на прошедшем в Алматы, Москве, Новосибирске, Нур-Султане казахстанско-российском экспертном вебинаре. Последний был посвящен обсуждению доклада «Россия–Казахстан: уроки Победы и вызовы современности. К 75-летней годовщине Великой Победы», который совместно подготовили известные историки Лайла Ахметова и Сергей Кондратенко.
Разнообразие в изучении истории требуется для воспроизводства межпоколенческих связей и преемственности между старшими и молодежью. «Важно, что в работе поисковых отрядов, волонтерских объединений, в оказании помощи ветеранам, восстановлении и установке памятников и других мемориальных акциях участвуют представители разных социальных групп, – подчеркнула профессор. – Вероятно, стоит обратить внимание на способы кросс-культурного характера, когда школьники, студенты, работающая молодежь наших стран и не только в приграничных регионах могли бы вместе изучать историю войны, путешествовать по местам памяти, устраивать флешмобы, встречаться с ветеранами».
Как отмечает соавтор доклада Сергей Кондратенко, в России имеют место новые тенденции в изучении истории Великой Отечественной войны. В частности, наиболее динамично развивающейся организацией, чья деятельность направлена на популяризацию истории войны среди подрастающего поколения, является Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». Популяризация истории войны осуществляется движением с помощью квестов, в том числе и с привлечением новейших информационных технологий. Например, в 2018 году, в день 75-летия победы в Сталинградской битве, в Волгограде «Волонтерами Победы» была открыта квест-комната виртуальной реальности, сценарий которой был связан с обороной Дома Павлова.
Уже известная и привычная акция «Бессмертный полк» впервые прошла всего лишь 8 лет назад, 9 мая 2012 года в Томске. Тогда в ней приняли участие около 6 тысяч человек, которые пронесли более 2 тысяч портретов ветеранов. За прошедшие годы акция охватила десятки стран мира и миллионы неравнодушных граждан. На официальном сайте движения «Бессмертный полк» (moypolk.ru) каждый желающий может поместить историю о своем родственнике-ветеране, партизане или труженике тыла, используя соответствующую форму. На сайте уже размещено более 474 тысяч реконструкций фронтовых биографий.
«Это одно из перспективных современных направлений в изучении истории ВОВ, – считает Сергей Кондратенко. – Тем самым народная летопись войны позволяет не только сохранить личную память о войне, но и предоставляет в распоряжение будущих исследователей уникальный биографический материал».
В свою очередь, проект «Дорога Победы» (возведение мультимедийной галереи Центрального музея Вооруженных сил РФ на прихрамовой территории Главного храма Вооруженных сил России) призван аккумулировать в обществе интерес к сохранению фотографического наследия войны. Оцифровка фотографий позволит создать современные семейные архивы, а их публичное размещение в музейной галерее откроет доступ к уникальным фотоснимкам для широкого круга исследователей, работающих в рамках реконструкции фронтовой биографии.
Важным направлением сохранения памяти о войне и повышения интереса к ее истории является сбор и публикация воспоминаний ветеранов. На взгляд авторов доклада, лучшим проектом в данной области выступает сайт «Я помню» (iremember.ru), где собрано более 3 тысяч воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла. Материалы, размещенные на сайте, публикуются в рамках двух книжных серий издательства «Яуза»: «Война и мы» и «Война. Я помню».
Несколько лет назад авторы сайта начали новый проект «Союзники и противники» (frontstory.ru), где на данный момент опубликованы воспоминания ветеранов Второй мировой войны из Германии, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Финляндии, Израиля, Франции, Польши и Румынии. Кроме того, в рамках оцифровки и размещения в свободном доступе в сети Интернет архивных документов можно выделить три основных проекта: сайт «Подвиг народа», информационный портал «Память народа», а также сайт российско-германского проекта по оцифровке германских документов, имеющихся в архивах Российской Федерации.
В современном Казахстане сохранение памяти о ВОВ также осуществляется по разным государственным и общественным каналам. Работа ведется системно с задействованием всех возможных ресурсов. К примеру, на сайте Министерства обороны Республики Казахстан опубликована база данных со списками погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны, призванных с территории Казахстана. Эти списки переданы Министерством обороны Российской Федерации. Безусловно, они будут дополняться в процессе сверки со списками Книг Памяти и иными документами.
«С момента создания посольств Казахстана в странах Европы первым президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым было дано поручение: работать по выявлению военнопленных и партизан в европейских странах – жителей Казахской ССР. Эта работа продолжается и поныне, – напоминает соавтор доклада историк Лайла Ахметова. – Комитету национальной безопасности РК были переданы архивы министерства внутренних дел по базе данных КНБ военнопленных, приехавших и живших после проверок в Казахстане солдат и офицеров. Также опубликована база данных репрессированных. Создан сайт «Мемориал» на базе сайта МВД РК».
Отдельный пласт деятельности – кинодокументальная журналистика, создание видеороликов и видеофильмов о войне. В этой сфере также наблюдается разнообразие тем, подходов, форматов. Казахстанские телекомпании показали в эфире несколько многосерийных документальных фильмов об участии казахстанцев в Великой Отечественной войне. В последнее время появилось понимание необходимости привлечения к работе экспертов и научных консультантов. «Все это – разные форматы воплощения одной идеи – сохранения памяти о войне, воспитания патриотизма на примерах героических судеб представителей старшего поколения, поколения победителей», – сказала Лайла Ахметова.
Успешная реализация упомянутых проектов, как отмечают авторы доклада, позволяет обратиться к малоизученным вопросам истории Великой Отечественной войны не только профессиональным историкам, но и любому гражданину. В связи с этим можно констатировать устойчивую тенденцию к расширению круга исследователей войны за счет авторов, не имеющих специального исторического образования, но которые при этом формируют в рамках историографии войны новые направления.
Среди новых тенденций в изучении истории Великой Отечественной стоит выделить такие, как персонализация (личная история как участника войны, так и труженика тыла, семейная история) и регионализация (изучение региона, местности, населенного пункта и его жителей в годы войны, а также проведение поисковых исследований на данной территории).
Однако архивные документы, которые вводятся в научный оборот и публикуются для широкого ознакомления, конечно, требуют обязательного сопровождения со стороны профессионалов. «Важен еще один аспект – уровень доверия общества к специалистам, – заявила профессор Дина Аманжолова. – Это взаимный процесс с обеих сторон. Например, как в нынешней ситуации с пандемией коронавируса, когда мы осознали, что без профессионалов – врачей, других медработников, ученых, ответственных управленцев – вирус невозможно победить. Неизбежная смена поколений в наших странах становится серьезным вызовом для преемственности исторических знаний. Наши родители и мы владеем длинным прошлым, включающим память о том, чего нет в коротком прошлом молодежи. Стоит иметь в виду так называемый техногенный аутизм молодежи, в рамках которого мнение о том, что казалось незыблемым, меняется на прямо противоположное. А закрепленные в науке и культуре причинно-следственные связи разрываются».
Поэтому сейчас задача заключается в том, чтобы рассказывать нынешним поколениям настоящую историю. «Не надо стесняться приводить те факты, о которых мы в силу какой-то деликатности, стремлении не обидеть, не рассориться с другими народами, упоминаем редко, – уверен директор института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Немецком университете Болат Султанов. – Мы все время говорим о войне фашистской Германии против СССР. Хотя в этой войне на стороне противника участвовали войска из Румынии, Италии, Венгрии, Испании. В войсках СС служили добровольцы из Франции и Голландии, Бельгии. Финляндия также принимала участие в войне. Поэтому можно напомнить, что Советский Союз выдержал войну не только с фашистской Германией, но и с порабощенными странами Европы, которых объединил и направил на нас Третий рейх».
В этой связи представляется перспективным активизация совместных действий по подготовке пособий по Великой Отечественной войне и Второй мировой войне между российскими и казахстанскими учеными и педагогами, ориентированные как на школьников и учителей, так и на вузовское сообщество. Так считает заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Левченков. Тем более что такой опыт в странах СНГ уже имеется. В частности, РГГУ и некоторые российские научные и образовательные структуры совместно с коллегами из Беларуси в прошлом году подготовили и сейчас дорабатывают совместное пособие, посвященное истории Великой Отечественной войны.
«Думаю, что подготовка подобного пособия силами авторов из России и Казахстана представляется актуальной и, главное, вполне достижимой, – подчеркнул эксперт. – Поскольку, исходя из доклада, чувствуется, что база для этого есть. Мы как специалисты, которые задействованы в контактах между Россией и Казахстаном и другими странами постсоветского пространства, знаем, насколько этот интерес велик, насколько высока востребованность в подобных проектах».
___________________________
Фото: https://ru.sputniknews.kz/
Источник: Портал «Ритм Евразии»