Будущее Центральной Азии: с кем дружить, а кого бояться?

21.04.2018

Региону предлагается три варианта на выбор: китайский «Один пояс – Один путь», российско-казахстанский – ЕАЭС и американский «Большая Евразия». Как выбрать, чтобы не прогадать и смогут ли соседи по Центральной Азии сами расписать свое будущее?

На эти вопросы попытались ответить участники конференции: «Центральная Азия в оптике будущего: динамика сотрудничества vs статика?»

StanRadar.com приводит выдержку из выступления Замира Каражанова, политолога, главного редактора информационно-аналитического центра Caspian Bridge.

Центральная Азия в советское время – это пять республик-сестер, наличие единых хозяйственных связей. Но когда рухнул СССР, погибла и плановая экономика. Созданные между предприятиями и республиками отношения в условиях плановой экономики оказались невостребованными в рыночной среде. Производимая продукция (обувь, одежда, станки и т.д.) оказалась неконкурентоспособной. В тот момент страны могли рассчитывать только на экспорт сырья, которое пользовалось и пользуется на мировых рынках устойчивым спросом. Его главным потребителем стало дальнее зарубежье — Китай, Европа.

Сегодня говорят о том, чтобы увеличить товарооборот между нашими странами и, как верно отмечают, сделать это будет не просто, так как экспортом овощей и фруктов проблему не решить.

Нужно снова создавать единые хозяйственные связи между республиками, общий рынок сбыта. Скажем сразу, потенциал есть, это дешевая рабочая сила, собственная сырьевая база и даже энергетика, но нет политики, ориентированной на реального товаропроизводителя. На мой взгляд, это обуславливает плохую интеграцию экономик стран региона. Другой момент, из-за которого товарооборот низкий, это уровень ВВП наших стран.

Даже Казахстан и Узбекистан, имея крупные экономики, только заявили о намерении нарастить показатели взаимной торговли. Что уж говорить о Кыргызстане и Таджикистане, чьи ВВП оставляют желать лучшего. Кстати, эти страны имеют маленький объем торговли с Китаем, который по достоинству считается торговой державой. Поэтому единственный выход — это способствовать росту ВВП Кыргызстана и Таджикистана, если мы хотим рассчитывать на высокие показатели торговли с ними.

 Если говорить о сценариях развития процессов в Центральной Азии, то мы фактически говорим о двух: центростремительных, и центробежных.

Пока мы наблюдали разобщенность в регионе. И скорее всего, сохранение статус-кво закрепит такое положение дел. Чтобы сломить тенденцию, надо менять сложившуюся в регионе практику. Возникают вопросы касательно того, готовы ли страны и их лидеры к переменам?

Мы уже сейчас регулярно слышим критику президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в адрес правоохранительных структур, местных органов власти и т.д. Почему это важно? Элита стран Центральной Азии, как показало время, больше занята решением ситуативных вопросов, и не думает о долгосрочных интересах. При этом в большом регионе не появилось яркого реформатора, что указывает на проблемы механизма формирования элит. Поэтому изменения политических институтов имеют большое значение.

Пока рано говорить об центростремительных процессах в Центральной Азии. За неимением лучшего оптимальным вариантом остается сохранение статус-кво. В этом случае события и протекающие процессы в регионе носят предсказуемый характер.

Но вместе с этим, есть еще несколько сценариев развития ситуации в Центральной Азии. Это, прежде всего фактор растущего Китая. Власти КНР анонсировали политику «Один пояс — один путь», что само по себе является знаковым событием. В этом случае регион рассчитывает на инвестиции Китая, углубление сотрудничества с ним, усиление транзитного потенциала Центральной Азии.

В общем и целом, движение по реализации данного проекта уже наблюдается в регионе. Но усиление Китая несет в себе опасности, связанные с протекающими в этой стране процессами. К примеру, последние события показали, что экономика КНР несовершенна и уязвима перед мировым кризисом, к тому же у Китая есть торговые споры с США.

Другим государством, которое претендует на статус политического и экономического полюса в Центральной Азии, выступает Россия. Однако, она сегодня находится под давлением внешних санкций, которые в свою очередь могут стать сдерживающим фактором в деле сотрудничества со странами Центральной Азии.

Есть и еще один сценарий развития событий для региона, это проект с условным названием «от Владивостока до Лиссабона». Его еще часто называют «Большой Евразией». Условием для его реализации выступает заинтересованность евразийских стран и равноправное сотрудничество.

И самое интересное, что центральноазиатским странам ничего не надо будет предпринимать, так как все сделают за них другие страны. Не это ли качество было отличающим фактором развития нашего региона?

 
Источник: Портал STANRADAR