Чиновничий фактор тормозит развитие казахстанского туризма — эксперты

23.12.2014

Автор: Аскар МУМИНОВ

Чиновничий фактор тормозит развитие казахстанского туризма - эксперты

Общественный фонд «Мир Евразии» провел обсуждение, посвященное перспективам туристического рынка стран ЕАЭС. С 2015 года для участников рынка открываются новые возможности, а общий его объем возрастает до 170 млн человек.

В странах Таможенного союза услуги составляют больше половины ВВП, при этом ожидается дальнейший рост их объема. По данным пресс-службы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), единый рынок услуг в ЕАЭС с 1 января 2015 года может охватить более 40 секторов экономики, в том числе и туризм.

Между тем, как отметил модератор дискуссии политолог Эдуард Полетаев, одна из главных проблем, существующая в Казахстане, России и Беларуси в области развития туризма – это проблема с инфраструктурой. Также актуален вопрос значительного превышения выездного туризма над внутренним. Кроме того, есть сложности с приведением нормативно-правовой базы к общему знаменателю.

«Необходимо наладить те связи, которые были утеряны с развалом СССР по привлечению в Казахстан многих жителей Кузбасса, Восточной и Западной Сибири, что было характерно в советское время. Я сам когда-то работал гидом, в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» и я помню эти группы людей из шахтерских, металлургических городов Сибири, которые приезжали в Алматы. Казахстан может вернуть этих туристов. Некоторые из них, вероятно, отправляются в Казахстан по старой памяти в частном порядке, но конкретных турфирм, которые занимаются казахстанским направлением в России, пока немного. Но возможности у Казахстана с появлением ЕАЭС и началом его работы в значительной степени увеличиваются, поскольку отечественным турфирмам в силу унификации различных норм, требований законодательства будет легче работать и привлекать тех же российских туристов», — отметил г-н Полетаев.

Эксперты напомнили, что, например в 2013 году число китайских туристов в мире составило 100 млн. человек. Они потратили на туристический отдых около $102 млрд. По прогнозам, эта цифра в ближайшее десятилетие увеличится в 2 раза. В связи с этим проект Великого шелкового пути, который сейчас реализуется в ЦА, может быть выгоден и с позиции привлечения туристов. Их росту будет способствовать и строительство дороги Западная Европа – Западный Китай.

Директор научно-исследовательского института туризма при университете «Туран» Владимир Вуколов подчеркнул, что сейчас в их НИИ, реализуется 4 научных проекта, два из которых непосредственно связаны с развитием туризма на евразийском пространстве.

«Мы взаимодействуем не только с нашими специалистами, но и, с российскими, белорусскими и всеми туристами, которые входят в Международную федерацию спортивного туризма. Этот проект ведется на базе Джунгарского Алатау, потому что если брать наш регион — Семиреченский, то с точки зрения социальных и финансовых задач наши горы — Северный Тянь-Шань были очень востребованы в Советском Союзе, да и в 1990-х, и в 2000-х годах. Но как только в 2008 году плотно перекрыли границу с Кыргызстаном, мы эти потоки потеряли. Именно поэтому, когда мы выиграли грант, то переориентировались на Джунгарский Алатау. Там в течение долгого времени более 10 лет проводится туриада для туристов стран СНГ. Сначала она была областной, позже республиканской. Сейчас стала международной. К сожалению, этот вид туризма очень часто игнорируется чиновниками, недостаточно хорошо воспринимается населением, потому что считается: это какие-то особенные люди. Чиновники вообще уверены, что это безденежное направление. На самом деле анализ показывает, что каждый турист, который приезжает к нам из-за рубежа тратит от 750 до 2000 долларов. Получается так, что мы и для своего населения не используем этот потенциал, а оздоровительный потенциал составляет 30% – ни одна система оздоровления не дает такого эффекта как спортивный туризм», — рассказал он.

Заведующая кафедрой «Туризм» Казахского экономического университета им. Т.Рыскулова Елена Абенова отметила, что если вспоминать советское время, то тогда в Казахской СССР хорошо была поставлена школа подготовки инструкторов. Даже для похода школьников в горы было необходимо привлечение инструктора. При этом недостаточно было одного наличия туристского образования — необходима была корочка инструкторов той или иной категории. Сейчас же, по мнению эксперта, это все потеряно. Городская федерация почти не выдает лицензии, кадров не хватает

«Если мы будем развивать детско-юношеский, молодежный, спортивный туризм, у нас элементарно не будет хватать инструкторов, чтобы водить их в горы. Если этот вопрос будет поднят и каким-то образом решен, появится толчок для развития туризма и в частности для возрождения детско-юношеского туризма. У нас в вузе готовят специалистов около 10 лет. Естественно, мы сталкиваемся с проблемой. Сейчас везде трубят и говорят: нам не хватает профессиональных кадров для сферы туризма. Ставятся задачи, принимаются концепции, программы развития туризма, фирм у нас немало работает, но, правда, на выездной турим – это легче: продавать готовый продукт, уже разработанный иностранным туроператором. Не надо тратить силы и деньги на то, чтобы разработать какой-то туристский пакет по внутреннему туризму. К тому же выездной туризм более востребован. Наши турагентства не хотят заниматься самостоятельными продуктами и работают уже по накатанной дорожке», — заметила г-жа Абенова.

Главный специалист отдела развития туризма Управления туризма города Алматы Лолита Ким подчеркнула, что подписано соглашения с Минском, Москвой и Казанью, о взаимном сотрудничестве. Есть аналогичнон соглашения и с Китаем, с Кореей, с другими странами о взаимном сотрудничестве – об обмене туристскими группами.

«Чтобы об Алматы и в целом о Казахстане знали за рубежом, наши турфирмы участвуют в международных выставках, мы издаем очень много печатной информационно-справочной продукции. У нас открылся туристский информационный центр. В 23 крупных гостиницах открыты инфостойки. Сейчас мы также занимается системой туристского ориентирования по городу Алматы. Наверное, кто за рубежом был, видели, что во многих странах практикуются такие инфостойки. Сейчас мы поэтапно внедряем эту систему туристского ориентирования. На днях с министерства по инвестициям и развитию пришел проект «Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма», — рассказала она.

Старший научный сотрудник Центра индустриализации, конкурентоспособности и бизнеса Института экономики комитета науки министерства образования и науки РК Гульмира Бодоубаева заметила, что согласно отчету по конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума Казахстан занимает 88 место по туризму, хотя входит в 50 самых конкурентоспособных стран мира. Самые худшие позиции у РК в области экологической устойчивости (124 место в мире), безопасности и охраны (99 место), привлекательности к туризму и путешествиям (121), а также по природным ресурсам (120) и культуре (117 место По транспортной инфраструктуре воздушного транспорта мы занимаем 82 место, наземного – 80 место.

«У нас самая большая изношенность транспортных средств. Плюс у нас не благоустроены пассажирские терминалы и вокзалы. В аэропорте Алматы постоянно очереди – это тоже говорит об уровне сервиса. Среди наших минусов в отчете обозначены: низкое качество обслуживание пассажиров в пути и отсутствие централизованной системы аренды автомобилей с возможностью оставлять их в других городах. Помимо этого, на мой взгляд, основной проблемой в развитии казахстанского туризма являются высокие цены. Обратимся к мировому опыту. В Турции гостинично-туристический комплекс на 40% датируется государством. Это говорит о том, что необходимо создать такие структуры, механизмы инвестирования, чтобы было государственно-частное партнерство. ГЧП у нас постоянно декларируется, но, к сожалению, реальных проектов не существует. Наверное, надо принять какие-то нормативно-правовые меры, чтобы оно заработало. В Израиле до 30% инвестиций в гостиничную сферу возвращаются инвестору. В Мексике созданы свободные от налогообложения зоны вокруг курортов. У нас только в планах субсидирование инфраструктурных объектов. По туризму таких проектов я вообще не встречала», — отметила она.

Бывший консул Казахстана во Франции и Швейцарии Казбек Бейсебаевзаметил, что Казахстан в туристическом плане не может сравниться ни со Швейцарией, ни с Францией, где каждый уголок – это уже отдельный туризм. В зимний сезон в Швейцарию большой поток машин едет из европейских стран, небольшой спад весной и осенью, летом поток возобновляется. В Швейцарии все под туристов заточено, чтобы им было понятно, объявления на трех языках, что не идет в сравнение с РК. «Я посмотрел статистику о том, сколько к нам приезжает туристов. Года 3-4 назад в Казахстан приезжало порядка 35 000 туристов, из них более 30 000 – в Алматы. Сейчас у нас по статистике 300 000 туристов. То есть всех иностранцев записали в туристы. Всех, кто пересек границу. При этом мы, например, не воспользовались возможностью привлечения иммигрировавших в Германию немцев в качестве туристов. На моей памяти есть бабушка, которая приезжала в Караганду, чтобы картошку посадить. Каждый год она должна была получать визу. У нас было столько препонов для получения казахстанских виз. Это, конечно, долго рассказывать. Например, в Германии были турфирмы, работающие с нашими посольствами. Наши все делали, чтобы забюрократизировать процесс получения виз. Если, коротко, то визами для наших бывших граждан занимались 30 немецких турфирм, потом по неизвестной причине число этих фирм, имеющих право обращаться в посольства и консульства за визами, сократилось до 5-10. Соответственно, цена визы для желающего поехать в Казахстан за счет увеличения посредников выросла. Сейчас, конечно, ситуация изменилась, но потенциальных туристов, которые хотели ехать к нам просто так, мы упустили. Другой пример. Лет 7-8 назад посол Казахстана в Японии написал письмо, где предлагал сделать безвизовый режим для японских туристов на какое-то определенное время. Аргументы были приведены, в числе которых дисциплинированность и законопослушность японцев. Это письмо так и затерялось в кабинетах. Такой вот чиновничий фактор, который мешает развитию туризма», — заключил он.

Источник: Kursiv.kz