Предлагаем вниманию читателей текст выступления на открытой лекции IPP 24 марта 2014 года Эдуарда Полетаева, политолога, руководителя ОФ «Мир Евразии», Казахстан.
«Как общество рассуждает, так им и управляют», — сказал как-то французский писатель Никола Шамфор. Поэтому прошу не воспринимать тезисы этой лекции, как потакание чьим-то политическим амбициям или идолопоклонство. Я намерен рассуждать, по возможности дистанцировавшись от эмоций, опираясь на факты и документы.
Как известно, хаос в головах жителей приводит к формированию скептического взгляда на имидж любой страны – ее все реже рассматривают как самодостаточное государство. Орды диких граждан, которые крушат все подряд – есть свидетельство упадка, который не просто разжигает или усиливает уже существующие проблемы, но и активно создает новые, вынуждая людей становиться хуже, действовать плохими методами.
Казахстан, как государство, в своей новейшей истории всегда старался, чтобы ветры социальной ненависти народа обошли его стороной. Благодаря практическому применению формулы, озвученной президентом Нурсултаном Назарбаевым, «сначала экономика – потом политика» ежегодно доходы населения растут, и в ответ оно испытывает патерналистские настроения и настроено в целом консервативно, как правило, приветствуя основные инициативы власти.
В чем же состоят ресурсы казахстанской системы управления, помогающие ей решать различные проблемы и задачи? Это высокая популярность главы государства и сносное отношение в обществе к другим представителям власти (как к парламенту и правительству в целом, так и к наиболее заметным политикам). То есть у власти сложился ядерный электорат, который в целом все устраивает. Кроме того, на случай форс-мажорного развития в Национальном фонде скоплен приличный запас долларов, а выдержанная внешняя политика позволяет успешно выстраивать отношения с государствами-партнерами.
Пожалуй, будет важным поговорить о взаимосвязи благосостояния общества и его политической системы. «Секрет фирмы» состоит в том, что богатых стран не существует. У любой из них денег всегда меньше, чем требуется для удовлетворения всего спектра ее потребностей, имеющих свойство увеличиваться. Поэтому властям, чтобы избежать катастрофы, необходимо разумнее распределять принципиально ограниченные ресурсы, обеспечить их правильную организацию и консолидацию человеческого потенциала. Впрочем, история взаимоотношений народа и власти — это в том числе и история того, как обыватели всегда смотрели на политическую элиту с некоторым подозрением, мол, наверняка, он там жирует за наш счет. Тем не менее, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам правления. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не принадлежат ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым. К этому Казахстан намерен стремиться.
Кроме того, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и политические ориентации гражданина. Обеспеченные люди являются более либеральными, а бедные превращаются в радикалов. А достаточно высокое благосостояние служит необходимой базой формирования компетентного управленческого корпуса. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для адекватного управления страной.
Что касается недовольства проводимой политикой, то протестные настроения в Казахстане, конечно, есть, но они, как правило, носят краткосрочный, взрывной характер и связаны с неожиданно нанесенной, по мнению недовольных, обидой. Во многом эти настроения связаны также с деньгами. В стране выходят на улицы часто люди, которым те или иные решения или обстоятельства ударяют по карману и социальному самочувствию. Но как только проблемы решаются, протестный потенциал сходит на нет.
Для казахстанской политики личностный фактор был и является значимым на всех этапах становления и развития независимого государства. Лидерство в Казахстане – это способность Нурсултана Назарбаева оказывать модернизационное воздействие на развитие общества и государства. Президент Казахстана сумел сформулировать цели, программы, идеологию в условиях, когда утеряны старые ориентиры, создал новую модель поведения и мышления, которая распространилась от элиты на активную часть общества. Он внушил веру и оптимизм нации, помог ей преодолеть неуверенность.
Далее в лекции речь пойдет о временных интервалах, установленных в казахстанских стратегических документах. Они позволят заглянуть в будущее, без сильного влияния домыслов и воображения.
В январе 2014 года глава государства Нурсултан Назарбаев изложил казахстанцам план вхождения республики в число 30 развитых государств мира. «Стратегическое планирование в XXI веке является правилом номер один. Стратегия – это программа конкретных практических дел, которые день за днем, из года в год будут делать лучше страну и жизнь казахстанцев», – сказал президент Казахстана. В конечном итоге Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных стран мира. В послании было поставлено множество задач, которые необходимо реализовать. И если все пойдет по плану, то Казахстан в скором времени займет более достойное место на мировой арене. Тем более что манны небесной президент не обещает, наоборот, акцент делается на необходимости усиленного труда. Теперь требуется «сверить часы» по конкретным направлениям работы в интересах всех граждан. Разрабатываются планы по реализации положений послания, поручения президента интегрируются в государственные программы. В общем, задачи поставлены, теперь нужно все контролировать. А ведь дел в 2014 году будет и без того много. К примеру, нынешний год – последний в подготовительном этапе перед началом работы Евразийского экономического союза, которая запланирована на 1 января 2015 года. Предстоит много встреч и согласований. Правительству до конца первого полугодия надо разработать программу второй пятилетки индустриализации, а также в увязке с ней – комплексные планы развития базовых отраслей экономики.
Ныне, да и в ближайшие года, в Казахстане термин «стратегия» — это символ модернизации, необходимость которой все время стоит перед страной. В целом такую ставку власти можно считать оправданной: послания президента выполняют функции целеполагания, без которого система общественных отношений не способна эффективно существовать длительное время.
Впервые президент Казахстана озвучил основные приоритеты в послании «Стратегия-2030», которая принималась не в период расцвета экономики, а в сложное время становления эффективного государства. Это был 1997 год. Тогда скептикам планы казались несбыточными из-за далекого горизонта планирования. Но прошедшие годы засвидетельствовали возможность реализации государственных приоритетов. Стратегия нужна была государству, как комплекс первоочередных задач во внутренней и внешней политике, а также как основа для формирования скоординированных отраслевых стратегий и республиканских программ. Бизнесу она была полезна, как исходная информация для оценки инвестиционной привлекательности страны, уровней рисков и перспектив реализации проектов, основа для формирования долгосрочных планов и программ. Стратегия нужна была населению, как важнейший фактор для формирования ощущения психологического комфорта, как источник сохранения чувства патриотизма, уверенности в завтрашнем дне. Стратегия необходима как внятный сигнал соседним государствам и иностранным инвесторам. Так, Казахстан впервые громко заявил о своих амбициях. Сегодня во главе угла новая «Стратегия – 2050», свидетельствующая, что целеполагание – инструмент эффективный и вполне работающий.
Спустя годы, десятилетия и столетия, в мире меняется многое, но сущность человека остается прежней. Он хочет хлеба и зрелищ. Поэтому социальная стимуляция, начинающаяся с социальной стабилизации, должна быть направлена, прежде всего, в сторону каждого конкретного человека.
По существу, речь в казахстанских условиях может идти о том, чтобы «не перекрывать кислород» для различных форм естественной созидательной общественной, политической, хозяйственной и предпринимательской деятельности. Идей ее стимуляции в Казахстане можно собрать множество: здесь и помощь малому и среднему бизнесу путем моратория на проверки, который введен в настоящее время, реализация государственной программы индустриально-инновационного развития, ввод инфраструктурных проектов и т.д.
Государство пытается обеспечить подушку безопасности для определенных сфер жизнедеятельности казахстанцев. Прежде всего, это касается борьбы с безработицей в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020», обеспечения базовых медицинских услуг, недорогими продуктами питания и товаров повседневного спроса, в которых задействован малый и средний бизнес. Необходимо добиться некоторой справедливости, прозрачности в той системе услуг, которая существует сейчас. Это обеспечивает устойчивый рейтинг власти, что исключительно важно для поддержания политической стабильности. Не менее важно поддержать людей, имеющих желание создать свой собственный бизнес, бороться за себя и свою семью, тех, кого причисляют к трудно создаваемому «среднему классу». Но то, что нужно на сегодняшний день от государства гражданам – это не только исполнение социальных обязательств. Гражданам от государства нужна физическая защита жизни, защита прав и собственности. И это то, что государство на сегодняшний день, к сожалению, выполняет не всегда удачно.
Сегодня и экономисты, и футурологи говорят о том, что пришло время для нового типа экономики – «гуманной». Важным элементом становится внимание к внутренним условиям, традициям, потребностям и желаниям людей и общества. Ведь рынок сам по себе – это одушевленный механизм, поскольку его участники включены в социальные отношения. Поэтому стоит отметить, что важным статистическим итогом прошлого года стало сохранение положительных экономических показателей. Например, рост ВВП на 6% соответствует годовому прогнозу. Механизмы устойчивого развития, запущенные в стране, вкупе с решительными действиями и системном подходе дали свои плоды. Конкурентоспособность экономики выросла за счет четкой исполнительской отдачи и грамотного использования имеющихся денежных ресурсов. При этом казахстанской экономике удалось избежать негативного влияния внешних и внутренних факторов риска, так как замедление экономического роста в 2013 году было характерно для многих стран, среди которых есть и основные торговые партнеры Казахстана.
Источник: IPP