«Географический фактор, как известно, лежит в основе региональной экономической интеграции, в основе большинства интеграционных объединений мира – общая территория, общие границы, примерно похожие климатические условия, транспортная составляющая», — заявил политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии» Эдуард Полетаев на заседании экспертного клуба на тему: «Географический фактор Евразии: дружба, судьба и развитие».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
На мой взгляд, нынешние экономические условия актуализируют географию как науку и практическую деятельность, которой нужно уделять большее внимание. Географическая культура населения должна повышаться. К сожалению, географию часто не считают приоритетным предметом знаний. Но ее нужно изучать, поскольку географическая культура населения позволяет, во-первых, системней видеть мир, а во-вторых, избежать критических ошибок, катастроф, которых как мы знаем, было много в XX веке.
Любая экономика, которую ведет страна или любое хозяйство, за которое отвечает конкретный человек, должны быть построены рационально, а значит, учитывать географические особенности. Евразийскую интеграцию должны также строить люди с географическим мышлением. То есть они бы не только видели территорию, экономику, население и границы, культуру, ресурсы, промышленные объекты, но и смотрели на интеграционное объединение, как на общую систему, связанную географическими закономерностями.
Общие границы и общегеографическое положение являются одним из основных интеграционных факторов. Европейский союз граничит с 19 странами, причем значительная часть его границ – это заморские территории государств-членов ЕС, и в первую очередь Франции. На самом деле в сухопутной части Евросоюз граничит всего с 13 странами, в то время как ЕАЭС граничит с 24 государствами. После вступления Кыргызстана появилась возможность ЕАЭС граничить с Таджикистаном. После вступления Армении – с Турцией и Ираном. И здесь учитываются две морские границы с Японией и США и границы по северному полюсу с Канадой. Сравнивая территории по размерам, мы обнаружим, что ЕАЭС занимает первое место, а ЕС – только седьмое.
Можно разные сравнения приводить, в том числе по демографическому потенциалу, который у стран ЕАЭС, согласно статистике ООН выше, чем в Европе. Германия, несмотря на то, что является экономически лидирующей страной ЕС, по демографическому потенциалу одно из самых низких мест занимает в мире, в то время как Казахстан и Кыргызстан в первой сотне находятся. Следовательно, они предоставят потенциальные трудовые ресурсы в будущем.
Есть такая аксиома географическая: влияние природных условий, географической среды на развитие интеграции и вообще экономических отношений по мере развития производительных сил либо ослабевает, либо развивается. Когда-то та или иная река служила преградой для развития, а когда люди научились делать мосты, корабли, пароходы она наоборот стала фактором транспортной доступности.
Проект Великого шелкового пути, который сейчас обсуждается, это фактор влияния географической среды, изменения развития производительных сил. Лет 20-30 назад не было ни у кого и в мыслях, что Китай может выделить значительные ресурсы на строительство транспортных коммуникаций, скоростных, развитых через территорию, которая в транспортном отношении считалась глубокой провинцией. Тем не менее, это следствие взаимовлияния экономического развития и географического потенциала территории.
Заседание экспертного клуба на тему «История объединяет: фундамент единства прошлого и реализация возможностей будущего» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Источник: StanRadar.com