Экспертный клуб «Мир Евразии» в этот раз пригласил политологов, экономистов, журналистов обсудить тему «ЭКСПО-2017: вглядитесь в Казахстан. Энергия будущего объединяет».

Очень точно сформулирована тема заседания, отметил один из постоянных участников клуба, главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин. «Действительно, тема ЭКСПО-2017 – «Энергия будущего», а по существу это приглашение: «Вглядитесь в Казахстан», – подчеркнул он. Участники дискуссии прислушались к совету, вгляделись.

«Коррупционный скандал, невероятные суммы, 22 человека получили сроки. Характерная история, но не только для нас. Помнится, в Милане тоже семь человек после ЭКСПО получили сроки. Видимо, это дух выставки так влияет на людей, – пошутил на злобу дня политолог Антон Морозов, напомнив о коррупционном скандале, связанным с подготовкой к выставке. – Но также мы увидели уровень профессионализма и государственного менеджмента. Кто-то из управленцев себя показал очень хорошо. Например, Ахметжан Есимов, когда было «все украдено до нас» и, образно говоря, везде были «дикие развалины», он пришел, все поправил и запустил эту выставку. Он проявил себя как кризис-менеджер».

Политолог напомнил, что за право проведения ЭКСПО Астана боролась с бельгийским Льежем – 103 голоса было за Казахстан, 44 против. Большой отрыв, по мнению А. Морозова, объясняется двумя факторами. Во-первых, за год до этого в Льеже был совершен теракт. Такие вещи не забываются. На этом фоне Астана смотрелась выигрышно. Во-вторых, вся кампания по ЭКСПО проводилась под гарантии президента. На заседании Международного бюро выставок было заслушано видеообращение Нурсултана Назарбаева, который гарантировал, что, если Астану выберут, мероприятие пройдет на высоком уровне. Выбор в нашу пользу стал своего рода авансом: сможет ли постсоветское государство провести мероприятие такого уровня.

«Мы в очередной раз показали, что мероприятия международного уровня мы организовать, провести и принять в состоянии, – подчеркнул А. Морозов. – Поскольку проект масштабный, он не мог пройти абсолютно ровно, хорошо, радужно. Одна из строительных конструкций весом 240 тонн и 90 метров в длину рухнула зимой. Это вызвало сарказм наблюдателей, ухмылки. Ну и, наконец, вопрос о добровольно-принудительном стимулировании посещения ЭКСПО. Приводится много примеров, когда людям приходилось покупать 20-30 билетов. Примерно по такой же схеме, как оформляются  подписки на областные газеты. Просто волевое решение: купите билеты и раздайте сотрудникам, а поедут или не поедут – это неважно, дело ваше. Естественно, сотрудникам никто это как командировку не оформит. Билеты куплены, учтены в статистке, но не все эти люди поедут. Это к вопросу о количестве проданных билетов и реальных посещений».

Один из главных плюсов, как считает политолог, заключается в наследии ЭКСПО: «Это не только выставочный комплекс, «Нур Алем», но это еще и новый вокзал, новый терминал аэропорта, новые автобусные линии. Еще один социальный аспект выставки –  около 50 тысяч человек было задействовано и обеспечено работой».

Участники дискуссии Сергей Домнин, Евгений Пастухов, Олег Белов, Антон Морозов (слева направо)

«ЭКСПО – это то зеркало, в котором проявились все сильные и слабые места в концентрированном виде, – в свою очередь отметил руководитель алматинского офиса Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента РК, историкАскар Нурша. – Я хотел бы поговорить об уроках. Вот наше ЭКСПО сравнивают с Шанхайским, а мне хотелось бы сравнить с Олимпиадой 1980 года в Москве. И Олимпиада, и ЭКСПО – это инвестиции в развитие. Но они строились не для того, чтобы достичь прибыли. И главный урок для нас состоит в том, что нам нужно работать, надо модернизировать свое сознание, надо ставить все на экономические рельсы и сделать это дело прибыльным. Потому что Олимпийские игры в Москве оказались убыточными, а в Японии, странах Европы они в те годы активно давали прибыль». Казахстану надо учиться проводить международные мероприятия с практической, в том числе финансовой, выгодой для себя, подчеркнул эксперт.

А. Нурша также считает, что ЭКСПО – это оценка казахстанскому туризму, показатель его потенциала. Еще, конечно, рано делать выводы, но все же эксперты не ждут большого числа туристов на выставке в Астане. «Дело не только в ЭКСПО, я не думаю, что большой поток туристов может приехать куда-то еще в Казахстане. Сейчас мы к этому еще не готовы, – полагает глава алматинского офиса ИМЭП. – Надо реально оценивать свои позиции и, может, строить единый туристический кластер с другими странами Центральной Азии. Развивать общие маршруты. В рамках этого общего кластера вид Астаны, Чарынские каньоны, Устюрт – все это потрясающее и красивое в совокупности».

ЭКСПО – это еще и оценка транспортной системы Казахстана, сказал А. Нурша, напомнив неприятный скандал с жадным таксистом, оценившим свои услуги в 40 тыс. тенге. «Далеко ходить не надо, возьму пример Москвы. Вот построили систему аэроэкспрессов из аэропортов до вокзалов в центре города. Давайте построим такие же в Алматы и Астане, и это решит многие проблемы, в том числе с таксистами. Понятно, что в некоторых вещах мы были «на тонком льду» и думали, что лед нас выдержит. Мы потратили много денег. Мы обеспечили материальное выражение успеха. Но мы чуть-чуть всегда недорабатываем. Надо же уметь товар показывать лицом. А получается, что нам здесь многому еще учиться», – заметил эксперт.

Но именно такие крупные международные мероприятия, убеждены участники экспертного клуба «Мир Евразии», позволяют учиться и на своих ошибках, и на чужих, а также перенимать полезный опыт и внедрять передовые идеи. В свое время уже упомянутый Шанхай благодаря проведению ЭКСПО-2010 претерпел немало позитивных преобразований, рассказал директор Центра китайских исследований China Center, политолог Адиль Каукенов. Более того, по его словам, «ЭКСПО оказало влияние не только на Шанхай, но и на весь Китай. Один из самых главных элементов – это инфраструктура. В первую очередь подвели под международный стандарт такси».

Посетители китайского ЭКСПО жаловались на дефицит и антисанитарию общественных туалетов. Проведение всемирной выставки привело к тому, что по всему Китаю, в каждом квартале построили бесплатные туалеты. «Это дало толчок для бизнеса, потому что некоторые рестораны, например, перестали тратиться на создание туалетов. Ведь напротив есть общественные бесплатные. Так, мы видим мультипликативный эффект в самых неожиданных сферах», – отметил А. Каукенов. Он уверен, что, несмотря на минусы, ЭКСПО для Казахстана – это шаг к новым, более высоким стандартам, в том числе в сфере обслуживания.

Выставка помогла нам понять также, на кого ориентироваться бизнесу. «В самом начале назывались цифры пять миллионов иностранных гостей, потом три миллиона, потом два миллиона. На данный момент пришло понимание, что основной посетитель выставки – это казахстанец. А иностранцы – это будут не французы, американцы или перуанцы, а представители ближнего зарубежья, в частности россияне. Работа с Китаем была проведена недостаточно, поэтому китайцев будет не так много. На самом деле город не был готов даже  вот к этому количеству гостей из КНР. Видели фотографии перед рестораном «Турандот»? Огромная очередь китайцев, которые не могут попасть в китайский ресторан. Тем не менее выставка ЭКСПО – это опыт, который за деньги не купить», – резюмировал А. Каукенов.

Казахстанцы в социальных сетях и в некоторых анализах и комментариях подводят какие-то итоги выставки. Но пока рано делать выводы и по количеству посетителей, и по результату, выраженному не только в прибыли от продажи билетов, но и в целом от различных контактов, которые будут налажены во время проведения мероприятий. Ведь речь идет не только о культурных акциях, но и о дипломатических контактах.

Джанибек Сулеев, Аскар Нурша, Андрей Хан (слева направо)

ЭКСПО – это своеобразный символ интеграции и интернационализации. Впервые мероприятие происходит на постсоветском пространстве, на территории СНГ и ЕАЭС. Не случайно многие страны-союзники играют активную роль на выставке. В частности, Россия является партнером по организации международной деловой программы, соорганизатором экспертных сессий, бизнес-форумов с участием руководителей глобальных предприятий.

Развивая выставочную инфраструктуру, культуру, коммуникации, Казахстан значительно улучшает свой имидж и активно интегрируется в мировые процессы. Выставочная деятельность в современном мире выступает одним из локомотивов мировой экономики. Такие страны-лидеры в этой сфере, как США, Германия и Китай выделяют на это огромные суммы. Дело даже не столько в сумме прибыли, полученной за аренду площадей, продаже билетов. Важно еще и построение контактов, возможность привлечения новых технологий и продвижение своих товаров на иностранные рынки.

____________________________

Фото А. Мурзанова

Источник: Ритм Евразии

от wefund