29 мая 2014 года в Астане на самом высоком организационном уровне был подписан Договор об образовании Евразийского Экономического Союза. Завершился важнейший этап длительной и кропотливой работы многих сотен людей в Казахстане, России и Беларуси, которые, каждый на своем месте, приближали это событие.

И хоть мир вокруг нас не стал иным утром 30 мая 2014 года, с этого момента можно констатировать, что достигнут определенный, очень важный психологический рубеж взаимного доверия между Москвой, Астаной и Минском.

Ставя подписи под договором, президенты трех стран понимали, что в этом объединении нет корыстных интересов отдельных государств или элитных групп, а есть консолидированное стремление выйти на новые рубежи конкурентоспособности, вырваться из тесных рамок «сырьевых держав», стать равноправным участником большой игры на мировых рынках и не только с точки зрения углеводородной составляющей.

Каждый из президентов в своей речи отметил, что подписанию договора предшествовали большие сложности и даже скандалы. По образному выражению Нурсултана Назарбаева, этот договор Казахстаном был «выстрадан». Столь необходимый, но достигнутый с большим трудом уровень «постсоветского » доверия, на данный момент, представляется самым большим достижением Москвы, Астаны и Минска — проявлением жесткой политической воли трех лидеров и, одновременно рефлексией элит на широкую общественную поддержку интеграционной идеи.

Экономические преимущества от создания ЕАЭС очевидны. Это перспектива формирования нового модернизационного проекта, формирование пула национальных-евразийских компаний, которые будут способны успешно конкурировать на международных рынках.

Это шаг к появлению новых брендов в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, с которыми, через несколько лет будет у европейского или китайского потребителя ассоциироваться новый Союз.

Это шаг к формированию новой промышленной политики, созданию новых производственных цепочек. Очень важно, что это будет не только возврат к разорванным хозяйственным связям в духе «Back in USSR», а экономическая модель, учитывающая изменившиеся транспортные конфигурации, новую географию распределения трудовых ресурсов.

Наконец, это точка отсчета в формировании новой социальной политики. Возможность открытия нового бизнеса, создание новых рабочих мест, социальные лифты, евразийские стандарты качества продукции. По большому счету именно социальное измерение евразийской интеграции в рамках ЕАЭС становится определяющим.

И поэтому так важно, что общество уже сейчас активно участвует в содержательном наполнении деятельности интеграционных структур. Постепенно евразийский «проект элит» обретает все более явно «человеческое лицо». Но главная задача на пути популяризации ЕАЭС – формирование его внятного образа. До сих пор у ЕАЭС нет никакой официальной символики, что затрудняет его узнавание и позитивное восприятие в глазах простых граждан, журналистов, экспертов, политиков.

Но и формирование позитивного образа не поможет решению более сложной и многоаспектной задачи – нивелировать остатки недоверия и субъективных разногласий между странами-участницами. Взаимный учет интересов партнеров, выступление единым фронтом по всем сложным вопросам поможет избежать ситуаций подобных последствиям заявления Нурсултана Назарбаева о границах и сроках вступления Армении в ТС и ЕАЭС. У СМИ и заинтересованных политических сил не должно быть поводов для нагнетания разногласий между партнерами и спекуляций вокруг основных проблемных вопросов. В условиях централизованной политической системы в России, Казахстане, Белоруссии факторы субъективного восприятия иногда играют большую роль, нежели тарифные и нетарифные барьеры.

Поэтому подписание договора — не повод почивать на лаврах, важно за праздничным флером успеть уловить уроки наработанного опыта. Мы только в начале большого и сложного пути. Ведь несмотря на широкие перспективы, которые открываются перед странами ЕАЭС, реализовать эти возможности реально только через тяжелую и согласованную работу. К принципам равноправия и равной представленности, которые будут действовать в наднациональных органах, нужно прибавить принцип взаимоуважения.

У Евразийского экономического Союза прочный фундамент и большое будущее. И в наших интересах закладывать по пути следования дополнительные возможности, а не мины замедленного действия.

Якушева Юлия

Источник:  Информационно-аналитический центр

от wefund