Ежедневно, на разных диалоговых площадках и СМИ обсуждается предстоящее событие – подписание главами Казахстана, России и Беларуси договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Интеграционное объединение, ставшее в последние полгода темой № 1, приковывает к себе внимание, как своими перспективами, так и потенциальными проблемами, которые, по мнению некоторых, могут угрожать национальным интересам Казахстана.

Одним из заблуждений скептиков ЕАЭС является утверждение, что данный союз представляет собой политическое межгосударственное объединение, с чем нельзя согласиться. Так как евразийская экономическая интеграция, в которой принимает активное участие Казахстан, представляет собой сугубо торгово-экономический проект, не предполагающий никакой политической составляющей. Об этом недавно заявил первый вице-премьер Бахытжан Сагинтаев, выступая на пресс-конференции в Службе Центральных Коммуникаций. «Евразийский экономический союз не является политическим объединением – это само главное. Предметом договора являются вопросы исключительно экономического сотрудничества. В ходе переговоров наша команда полностью отстояла позицию о недопустимости политизации союза и обсуждение в его рамках вопросов, затрагивающих национальную компетенцию и государственный суверенитет», — отметил он.

В своем выступлении замглавы кабинета министров подчеркнул, что в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе полностью отсутствуют любые положения, затрагивающие неэкономические полномочия государств. «Образование, здравоохранение, культура – все это остается суверенными сферами каждой страны», — добавил Бахытжан Сагинтаев.

Кроме этого активно растущий товарооборот подтверждает цели стран-участниц ЕАЭС. Так, с 2009 по 2013 годы объем взаимной торговли в Таможенном союзе увеличился в 1,8 раз, достигнув 64,1 млрд. долл. США. В бюджет Казахстана при распределении общей ввозной таможенной пошлины зачислено порядка 1,6 млрд. долл. США.

Действительно, созданный с участием трех стран Таможенный Союз, уже принес немало выгод казахстанской экономике, в том числе и в отношении привлечения внешних инвестиций. Так с момента создания Таможенного Союза почти вдвое возросли объемы иностранных инвестиций в обрабатывающей промышленности Казахстана, до 3,4 млрд. долл. США в 2012 году против 1,8 млрд. долл. США в 2009 году. В свою очередь общие объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) выросли на 34 процента и достигли 28 млрд. долл. США. Как отметил Бахытжан Сагинтаев, с появлением Таможенного Союза инвестиционная привлекательность Казахстана значительно выросла. Таким образом, с появлением Таможенного Союза инвестиционная привлекательность Казахстана значительно выросла.

Вместе с тем развеивая очередной миф о том, что Казахстан, вступая в ЕАЭС, проиграет торговую конкуренцию, замглавы правительства привел веские аргументы. «Простой пример: у нас увеличился экспорт кондитерских изделий, шоколада в три раза, в 17 раз повысились объемы поставок в Россию и Беларусь наших грузовиков, в 16 раз увеличился экспорт цемента. И таких примеров масса», — подчеркнул он. Наблюдаются положительные тенденции в развитии производства в Казахстане транспортных средств, готовых изделий из черных металлов, пластмассы, резины, бумаги, бытовой техники.

Становится очевидным, что создаваемый на базе ТС Евразийский экономический союз представляет для экономики Казахстана многоплановый торгово-экономический интерес.

Очередным опасением пессимистов интеграции Казахстана в ЕАЭС, является слух о введении в рамках данного межгосударственного объединения единой валюты. Кроме этого в ряде СМИ распространялась информация о том, что Евразийский Центробанк будет расположен в Санкт-Петербурге, а новую валюту назовут алтын, которая будет введена с 1 января 2015 года. В данном случае необходимо отметить, что к 1 января 2015 году запланировано лишь вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, и вопросы о введении валюты в Договор не включены. Таким образом, единой валюты не будет. На данный момент открытым остается вопрос создания Наднационального органа по регулированию финансового рынка государств-членов ТС и ЕЭП ведется активное обсуждение. При этом, в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 9 декабря 2010 года №72 месторасположение данного Наднационального органа определено в Республике Казахстан. В настоящее время Стороны договорились, что создание данного органа целесообразно по завершению процесса гармонизации законодательств Сторон, но не ранее 2025 года.

Также известно, что Астана в рамках подготовки к подписанию договора о Евразийском экономическом союзе не обсуждала вопрос о введение единой валюты. В этом плане симптоматично выглядит ответ Бахытжана Сагинтаева, который, опроверг информацию о возможном введении единой валюты Евразийского союза. «Я не знаю, откуда эти слухи берутся. Мы эти вопросы о единой экономической валюте — вообще не обсуждали и в проекте договора ее вообще нет. То есть не будет никакой единой валюты. Тенге у нас остается», — подчеркнул он.

Таким образом, становится очевидным, что создание ЕАЭС, как сугубо торгово-экономического интеграционного объединения удовлетворяет национальным интересам Казахстана, не ограничивая суверенитет страны и не нарушая обязательств Астаны перед другими иностранными партнерами в лице отдельных стран, международных организаций и бизнес-структур.

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы

Источник: АЛТЫНОРДА

от wefund