Каким будет образование в условиях пандемии и после?
Редакция сайта inbusiness.kz продолжает тему Евразийской интеграции в условиях пандемии, с какими вызовами из-за коронавируса пришлось столкнуться Евразийскому экономическому союзу, который предполагал наличие четырех свобод: свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.
Сегодня в фокусе – образование. Предлагаем подборку мнений экспертов.
«В сфере образования наиболее пострадавшими от пандемии COVID-19 с экономической точки зрения оказались университеты и обучающиеся в них студенты. Если основная масса школ и колледжей преимущественно финансируются государством, то значительная часть вузов стран ЕАЭС немалые деньги получают за счет иностранцев, которые учатся на платной основе. В России студенты из стран ЕАЭС составляют около 35% от всех обучающихся иностранцев, и в этой доле очень много казахстанцев. Как с этим быть в дальнейшем – вопрос, который только решается. В условиях, если пандемия продолжится, как конкурентоспособность вузов изменится? В какую сторону? Ведь при онлайн-обучении можно выбрать вуз престижнее. Многие региональные университеты с низкими рейтингами могут потерять своих иностранных студентов».
«Ограничение мобильности в рамках ЕАЭС повлияло и на мир образования. Болонская система и академическая мобильность не работают. У некоторых наших преподавателей нагрузка значительно увеличилась. Ученики 1 сентября не смогут снова сесть за парты. Недавно частные школы просили разрешение начать новый учебный год так, как раньше. Иначе им придется сократить на 40% людей. Несмотря на то, что я с Интернетом знакома очень хорошо, у меня постоянно в последнее время был стресс на занятиях. Часть студентов не приходили в онлайн, потому что не было Интернета. Живут они в Алматинской области, у них нет связи. У многих только смартфоны, нет компьютера, и они не могут полноценно выполнить домашнее задание. Стресс мой заключался в том, что надо прочитать лекцию, провести лабораторное занятие, а затем записать и сделать много разных дел. Вылетает Интернет, нет записи, что-то не видно. Приходится занятия проводить дважды. При этом признаться, что я провела занятие, но вылетел Интернет, невозможно, это признак невыполненной работы. Экзаменационная сессия длилась пять недель вместо трех. Хотя плюсы тоже есть. Собранность появилась. Умение работать в новых форматах, освоение новых технологий. Например, мне пришлось изучить семь платформ, чтобы выбрать, в какой будет более комфортно работать и мне, и студентам. Один из студентов не явился на экзамен, потому что побоялся плохого Интернета, что не будет записи. Я сказала, что в записи будем находиться до упора, если не будет Интернета или сорвется запись, то надо записывать по возможности. То есть может быть и пять раз, тогда надо будет, соответственно, пять раз брать новый экзаменационный билет. Другой студент приезжает в город из области, приходит в университет и за день сдает четыре экзамена. Все-таки это неправильно, но в условиях форс-мажора понятно. К тому же в онлайн-обучении забывается о роли архивов и библиотек, где много бумажных документов и книг. Не все знания есть в Интернете. Сейчас у нас отпуск, и, может быть, я была бы оптимистом, к тому же какие-то мелкие дела ко мне не доходят. Но читаю в групповом мессенджере, чем занимаются преподаватели среднего возраста и молодые. Они заняты набором студентов. Сегодня пишут все заявление на грант, огромное количество вопросов у абитуриентов, а преподаватели дают ответы. Стресс у многих. Вышестоящее начальство – неважно, министерство это или ректорат – проводит большое количество семинаров, вебинаров. Начинаю читать, и у меня голова кругом. С другой стороны, надо знать документы, как в условиях удаленного обучения работать. Но невозможно это все сразу одолеть и понять. Множество людей в условиях стресса становятся больными. Должна быть психологическая поддержка, разгрузка. Практически все документы в области образования надо подвести под удаленку, а это буквально каждый шаг в обучении. Попробуй такое сделать за один семестр! Новые документы и разъяснительная работа к нам идут ежедневно. Это отнимает большое количество времени, с другой стороны, нельзя не читать и не изучать эти документы, иначе отстанешь от жизни. Однако я оптимист, считаю, что жизнь упорядочивается».
«Являясь внештатным преподавателем, я не испытала стресса дистанционного преподавания. Дело в том, что мы видим новые тренды в процессах коммуникации академического сообщества, образовательных структур и институтов. Есть позитивные факторы от пандемии. Академическое сообщество стало ближе друг к другу. Появилось больше возможностей общаться с коллегами из зарубежных стран и обсуждать важные вопросы в рамках онлайн-конференций, круглых столов, семинаров. Мы стали более информированными о том, что происходит у коллег в разных странах. Дистанционный формат интегрирования действительно сближает и объединяет, в том числе и с коллегами из стран ЕАЭС.Но вопрос в том, какие же стоят проблемы и новые вызовы перед образованием в рамках ЕАЭС? Например, цифровое неравенство, которое сегодня фиксируется не только в Казахстане, но и по всему миру. Пандемия COVID-19 стала тем фактором, который подтвердил, что мы однозначно провалили программу E-learning, по итогам реализации которой практически все школы в Казахстане должны были быть обеспечены компьютерами и высокоскоростным Интернетом. Где все это? По статистике, порядка 300 тысяч семей, не имеют компьютера, нормального доступа в Интернет. Международные организации сейчас занимаются перераспределением старой компьютерной техники и ее поставок в малообеспеченные семьи, чтобы ребенок мог начать учиться, имея доступ в Интернет. Университеты также столкнулись с похожими проблемами при переходе на дистанционный формат обучения. Сегодня среди экспертов есть точка зрения, что онлайн-обучение является способом получения знаний для бедных. Отчасти с этим можно согласиться, так как при дистанционном обучении теряется личностный контакт обучающего и обучающегося. При непосредственном контакте можно передавать личностные знания и опыт, наработки, совместно участвовать в проектах со студентами. Это теряется при дистанционном обучении. Дистанционно в той или иной степени можно отстроить эти процессы. Но проблема сама по себе существует. Среди экспертов в сфере миграционных процессов есть некая эйфория, что в 2020 году мы получим большее количество студентов, которые будут поступать в казахстанские университеты. Понятно, что последние годы фиксируется рост образовательной миграции из Казахстана, шел отток молодежи, которая уезжала поступать в зарубежные университеты. Основным направлением для обучения является до сих пор Россия. В 2018/19 учебный год обучалось 59 тысяч казахстанских студентов в России. И это на 14 тысяч больше, чем в предыдущий год. Вполне вероятно, что в этом году в связи с карантинными мерами и закрытыми границами больше молодых казахстанцев будут поступать в наши вузы. При этом, несмотря на пандемию, Россия активно занимается рекрутингом молодежи, что является вызовом для Казахстана. Российские вузы точно так же, как и наши, перестраиваются. Скоро, после окончания процессов поступления, мы увидим, какой процент казахстанских абитуриентов поступил в отечественные высшие учебные заведения и какой – в российские. Здесь вопрос будет стоять о стоимости обучения. Когда мы заканчивали семестр, студенты спрашивали о том, почему не снижена стоимость обучения в вузах, ведь преподавание дистанционное. Была бурная дискуссия. Этот вопрос пока остался открытым. Сейчас возникает несколько других вопросов, будут ли в финансовом плане наши вузы конкурентоспособны при дистанционном обучении, насколько снизят стоимость обучения российские вузы, насколько эффективно университеты смогут организовать обучение в онлайн-режиме? Конечно, в нынешних условиях многие родители предпочтут сэкономить. Скоро час Х наступит, и мы увидим, сколько казахстанских студентов поступит к нам и сколько в российские вузы».
«Уже было сказано, что онлайн-образование – образование для нищих, как бы это грубовато ни звучало. Цифровое неравенство может быть быстро преодолено при необходимости. Но теперь очное образование, действительно, станет доступно не каждому. Отработка системы дистанционного образования таким массированным способом происходит впервые. Мы и раньше внедряли онлайн-образование, но так, чтобы всех сразу окунуть, – это был стресс для всех. По своему опыту скажу, что качество будет страдать. Тот, кто раньше обучался дистанционно, понимает, что это требует гораздо больше самодисциплины, времени, усилий и т. д., чем очное образование. Нужно искать возможности и способы, несмотря на карантин, чтобы оставлять хотя бы частично очное образование. Потому что идет разделение общества. И в Казахстане, и в других странах. А это возможность манипулирования. Как социальные сети манипулируют людьми, так и в онлайн-образовании будут отрабатываться и использоваться соответствующие механизмы. И без того сегодняшняя система среднего и высшего образования вызывает много вопросов, имеются проблемы именно с точки зрения подготовки студентов, его качества, реального значения дипломов. Система онлайн пока не способствует тому, чтобы качество образования улучшалось».
«Пандемия коронавируса и ее последствия представляют собой вызов на неопределенный период как в мировом, так и в национальном масштабе. Это относится ко всем сферам жизни – к экономике, политике, здравоохранению, безопасности, также и к повседневному бытию людей. Но в особой степени это относится к сфере образования, и здесь, прежде всего, к студентам, учащимся, к их родителям, к преподавателям, к образовательной политике, управлению, инновационным и технологическим формам обеспечения образовательного процесса. В свою очередь, пандемия коронавируса ускорила развитие дистанционных форм преподавания, обучения, коммуникаций. Образование является важной сферой взаимодействия стран ЕАЭС, повышения конкурентоспособности стран союза в этой сфере. Следует отметить, что в число 250 лучших мировых университетов вошли пять университетов стран ЕАЭС: четыре российских – Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (74-е место), Санкт-Петербургский государственный университет (225-е), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (228-е), Национальный исследовательский Томский государственный университет (250-е место). Казахский национальный университет им. Аль-Фараби занял 165-е место в мировом рейтинге вузов QS, продвинувшись за год на 30 позиций. Сегодня необходимо говорить в первую очередь об интернационализации образования, как процессе взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающего тенденциям глобализации и регионализации, что создает достаточно хорошие условия для сотрудничества и здоровой конкуренции. Для повышения конкурентоспособности вузов необходима разработка совместных международных образовательных программ и усиление научной составляющей в них. Наша страна давно и активно участвует в академической мобильности, одной из первых присоединилась к Болонскому процессу. В 2002 году в Казахстане уже была введена кредитная технология обучения, трехуровневая система подготовки специалистов. Студенты, магистранты, докторанты, исследователи, преподаватели, имея возможность выбрать индивидуальную образовательную траекторию, получая доступ к качественным образовательным и исследовательским программам академической мобильности, возвращаются с уже накопленным багажом в свои страны для того, чтобы применять полученные знания на практике. Пандемия диктует формы реализации академической мобильности. Сегодня уже существует так называемая виртуальная (онлайн) академическая мобильность. Реальная (физическая) академическая мобильность будет сокращаться. Многие европейские вузы уже отказываются от непосредственной академической мобильности в ее первозданном виде, открывают онлайн-курсы. Мои коллеги и студенты прошли онлайн-курсы ведущих университетов ближнего и дальнего зарубежья, получили сертификаты. В КазНУ им. Аль-Фараби уже с 2014 года существуют массовые открытые онлайн-курсы на платформе open.kaznu.kz, которые прошли более 15 тысяч человек. Создана платформа открытого образования Казахстана, где 24 казахстанских вуза являются партнерами, сюда входит Альянс вузов Шелкового пути, в котором более 130 университетов ЕАЭС и СНГ. По большей части это бесплатные и доступные курсы. Здесь выступают с лекциями видные представители бизнеса и науки. Дистанционное образование открывает новые возможности, когда мы можем услышать лекции ведущих ученых с мировым именем. Также согласна с мнением о том, что большинство наших абитуриентов будут выбирать казахстанские вузы».
«Образовательные траектории стран, входящих в ЕАЭС, идут различным путем. Для Казахстана, да и не только, важно будет, что местные университеты продолжат двигаться в направлении международных аккредитаций. Которые, в свою очередь, позволят смягчить давление по линии собственных министерств. Речь будет идти об интеграции в мировое сообщество. Но на двустороннем уровне отношения наших вузов с российскими будут укрепляться, сформируются сетевые альянсы. Качество российского образования все же высокое. В ряде сфер наши вузы будут тянуться к лучшему, появятся трудовые мигранты от образования, и даже онлайн-экспаты. Надо посмотреть, куда нас заведет борьба с коронавирусом, насколько долго она продлится. В сфере образования Казахстана уже наблюдается тенденция к сокращению преподавательских кадров. Вузы начинают экономить, переводить педагогов общеобразовательных дисциплин за штат. Возможно, будут закупать преподавание у других поставщиков образовательных услуг, если внутри страны это обойдется дорого. То есть это приведет к тому, что на рынке образования начнут вымываться преподавательские кадры за счет экономии со стороны вузов. Российские и зарубежные могут предложить Казахстану собственные онлайн-продукты. Если они окажутся выгодными, то сотрудничество может расшириться, станет долгосрочным. Конечно, это касается не всех вузов, а лучших. Возникнет некая конкуренция различных сетевых вузовских альянсов. Но говорить о какой-то интеграции политик в области образования нельзя».
«Нынешнее сокращение выезда студентов на обучение за рубежом – только для этого года и соответствующих условий. В дальнейшем выезд пойдет на увеличение. Образование связано с рынком труда, а он, в свою очередь, с социальными условиями. Пандемия COVID-19 показала многим постсоветским странам, где жить лучше и безопаснее. В этом соревновании они проиграли. Мы недавно проводили совещание с представителями казахстанских вузов. С проректорами по учебно-методической части отправляли предложения в министерство образования и науки РК. Вузы хотят перевести иностранных студентов на дистанционное обучение, чтобы в целом увеличить количество получаемых денег. Такая дальнейшая перспектива, которая в реальности будет зависеть от каждого учебного заведения в отдельности. Можно сказать, что онлайн-образование хуже по одной простой причине – наши студенты не привыкли работать самостоятельно, объем работы у них маленький. Если их нормально загружать заданиями, они и онлайн начнут учиться лучше. Просто необходимо будет перевести определенные часы занятий с одного на другое. Мы пока смотрим на процессы в образовании исходя из ближайшей перспективы. Необходимо временную планку отодвинуть подальше.
«Что касается онлайн-образования, я ориентируюсь на опыт своей дочери, которая учится в США. Американская и европейская высшие школы направлены на самообразование, доля самостоятельного обучения студентов довольно высока. Учащиеся готовы со старших классов школы заниматься самостоятельно, выбирать предметы. Для них онлайн-образование пришлось в самую точку. Наши же студенты пока не научены самодисциплине. Поэтому думаю, что для начальной и средней школы внедрение онлайн-образования даст много плюсов. Школьники научатся ответственности, к тому же родители рядом, все видят и слышат. Даже летом, когда занятий нет, многие дети продолжают самообразование. Политолог Эдуард Полетаев ранее в интервью нашему порталу заметил, что из этих четырех свобод в ЕАЭС пандемия больше всего повлияла на единый рынок услуг и общий рынок труда.
Кульпаш Конырова
Источник: Inbusiness.kz