Алматы. 17 февраля. Центр информации — Судьба культуры, сильно пострадавшей в эпоху пандемии, вызывает не только разочарования, но и надежды. У нее будет все больше цифровых альтернатив, вариантов позиционирования. Сейчас культурные институции находятся в поиск новых форматов.

Пандемический кризис дал понять, что мир состоит не только из макроэкономических индикаторов. Необходим поиск наиболее действенных мер, способных поддержать сферу культуры в условиях изоляции и экономического кризиса, вызванных COVID-19. Об этом говорили известные казахстанские специалисты, выступавшие на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», состоявшегося в Алматы на тему «Будущее евразийской культуры: проблемы, вызовы и приоритеты».

«Пандемия коронавируса встряхнула привычный уклад культурных институций, — констатировал политолог Эдуард Полетаев– При этом общность культурного пространства — одна из важнейших сфер, связывающих постсоветские страны, где проходили сотни масштабных культурных событий. Пандемия внесла в эту сферу коррективы: крупные межгосударственные культурные проекты отложены на лето-осень 2021 года (и не факт что состоятся в это время). По данным экспертов ЮНЕСКО, в 2020 году сектор культуры, обеспечивающий 30 млн рабочих мест и создающий 3% мирового ВВП, пострадал от пандемии серьезнее, чем предполагалось».

Генеральный директор ЮНЕСКО  Одри Азулай, выступая на глобальной онлайн конференции министров культуры (а их собралось более 130 со всех континентов), состоявшейся еще в апреле минувшего года, подчеркнула значимость и, в то же время, уязвимость культуры: «Достижения культурных отраслей последних десятилетий находятся под ударом, так как именно сфера культуры является  наиболее хрупким элементом экономики. Полноценный устойчивый выход из кризиса не может не учитывать интересы этой сферы».

Казахстанские эксперты согласны с тем, что сейчас, как никогда ранее, людям необходима культура. Она помогает людям справляться с кризисными ситуациями, дает надежду, напоминает им, что они не одни. Поэтому надо прилагать все усилия по поддержке сферы культуры. Ее надо рассматривать не только через призму приобщения к выступлениям звезд, а, скорее, как образ и уклад жизни значительного количества людей. Тем более, информационная эпоха этому способствует.

«Если посмотреть планы финансирования и поддержки культурных мероприятий в ряде стран Евразии, мы увидим, что роль национального контента в условиях пандемии усиливается, — утверждает Эдуард Полетаев. — Например, российские кинопрокатчики намерены в 2021 году увелить долю местного контента до 50%, так как съемки многих голливудских блокбастеров перенесены или отменены. В ряде стран это еще и ставка на формирование идентичности, поэтому выделяются средства на культурно-исторические проекты».

Кроме того, развитие технологий генерации контента облегчило процесс его выхода к аудитории и ускорило в эпоху пандемии. Если раньше было невозможно создать медиапродукцию без специального оборудования, то ныне для снятия ролика достаточно смартфона. Стираются грани между профессионалами и любителями, продвинутые последние начинают зарабатывать больше опытных первых. Что же касается потребления контента, однозначно можно констатировать, что даже консервативный зритель стал быстрее перемещаться в онлайн-сферу.

«Одним из важных вопросов остается помощь государства в условиях пандемии традиционной культуре, как одной из сильно пострадавших отраслей, — заявил политолог. — При этом практика показывает, что культурные проекты, которые финансируются государством, часто не набирают большой популярности. Эту проблему необходимо решать с помощью редакционных советов или творческих онлайн плтформ. Пока не приезжают на гастроли зарубежные звезды, возник повышенный запрос на местный культурный контент. Некоторые казахстнские театры сумели организовать несколько премьер в тяжелых условиях. Пандемия дает шанс для развития локальных культурных проектов в условиях ограниченной конкуренции».

«Культура у нас не в кризисе, — убеждена профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии Ирина Черных— Просто сегодня идет альтернативный процесс ее развития, поиск форм позиционирования. И пандемия в этом смысле дает много перспектив и возможностей. Остаются в наличии разноплановые культурные контакты. Выстраиваются в большей степени горизонтальные связи. Люди объединяются по своим интересам, используя онлайн платформы. Карантинные меры подвигли многих людей на разработку и развитие виртуальных проектов. Например, мы видели много таких проектов: 9 мая, в День Победы, в условиях пандемии жители разных стран постсоветского пространства пели военные песни, разделяя этот ценностный ряд. То же можно сказать о глобальном флешмобе с жизнеутверждающими танцами. Известные театры проводят премьеры новых спектаклей в интернете. На такие премьеры можно онлайн купить билет и посмотреть онлайн трансляцию. То есть театры стали зарабатывать по-новому. Такая система позволяет и жителям сел приобщаться к культуре. В том числе поэтому она развивается. Пандемия и ситуация с карантином позволяют создавать новые формы подачи тех или иных произведений искусства».

Гульмира Илеуова, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», рассказала о том, что в опросах 2009 и 2019 года, проведенных ее организацией, дважды был задан вопрос: «кто таков человек культурный?» и получен один ответ: «это человек знающий, имеющий высшее образование». Высшее образование, по ее мнению, всегда было большой ценностью для казахов, некой возможностью старта, чтобы сделать карьеру. Социолог считает, что пандемия негативно повлияла на уровень образования, создалась серьезная брешь.

«Мы не знаем, что останется в головах тех людей, которые сейчас получают образование, — сказала она. — Можно ли теперь говорить о культурном человеке, как о человеке образованном? Культура никуда не денется, но как ее воспринимают сегодня, как она социализирует человека? Эти вопросы стали в 2020 году очень важными.

Мы проводили несколько исследований, в этом году делали гигантские бумажные выборки, опросив порядка 40 тысяч человек. И увидели, что растет потребление развлекательного контента. Он не всегда может претендовать на высокие оценки, на качество. А именно такой контент был востребован в 2020 году. Думаю, это будет иметь долгосрочные последствия, так как могли быть заложены определенные проблемы в формировании сегодняшнего потребителя. В том числе в плане вкусовых пристрастий, культурных образцов, влияния на личность».

Эксперты утверждают, что культура — это, прежде всего коллективный опыт и эмоции, а социальные и культурные контакты между людьми должны быть восстановлены, как только это станет безопасным. Каков прогноз по их восстановлению в допандемийном объеме? «Думаю, что по проведению мероприятий офлайн — не раньше, чем четвертый квартал 2021 года (и это еще оптимистический прогноз), более реально — второй квартал 2022 года,— подчеркнул экономический обозреватель Сергей Домнин— Потому что распространяются вакцины медленно».

Виктор САНЬКОВИЧ

Источник: ic24.kz

от wefund