Для развития экономики к четырем свободам передвижения следует добавить пятую — цены на транспортные услуги
С 1 января 2015 года начинает функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Последние новости демонстрируют неизменный интерес к этому событию со стороны стран-участниц: их парламенты практически синхронно намерены ратифицировать договор об ЕАЭС. 10 октября в Минске пройдет встреча президентов Казахстана, России и Беларуси. Тема «четырех свобод» для развития экономики, укрепляющих позицию ЕАЭС в глобальной конкуренции, интересна и экспертам. Насколько реально улучшить условия работы граждан стран ЕАЭС благодаря «четырем свободам», обсудили члены экспертного клуба «Мир Евразии».
— «Четыре свободы» – это передвижение товара, капитала, рабочей силы и услуг, — уточнил политолог Эдуард Полетаев, — Известно, что термин «Four freedoms» («четыре свободы») был заимствован из опыта европейской интеграции. Поскольку новый полюс экономической интеграции формируется в масштабах Евразии, то именно здесь об этом термине заговорили с новой энергией. Самое главное, о чем мы говорим: что может дать экономическая интеграция и эти четыре свободы простым гражданам? Насколько реально четыре свободы воплотить в жизнь в полноценном формате? Какие могут быть сложности, например, связанные с миграционным законодательством? Есть ли опасность того, что рабочая сила будет передвигаться через открытые границы, и малонаселенный Казахстан, сам нуждающийся в рабочей силе, может испытывать нехватку трудовых ресурсов? Ведь известно, что ограничения четырех свобод являются угрозой экономическому сотрудничеству.
Айдархан Кусаинов, генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» в ответ высказал обобщенную точку зрения:
— Мне кажется, не стоит ждать какого-то взрывного роста или эффекта от этих четырех свобод в рамках ЕАЭС просто потому, что информационная поддержка пока недостаточно сильна. Если Евросоюз интегрировался на протяжении долгих лет, то это обсуждалось, муссировалось и т.д. Там принятие законов было каким-то триггером для реализации ожиданий. Поэтому понадобится еще, может быть, год или два для того, чтобы мы почувствовали массированные движения, как по капиталу, так и по людям.
Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане, отметил, что в вопросе человеческих ресурсов официальная статистика такова, что количество казахстанцев в России растет, как и количество россиян в Казахстане:
— Но ключевая проблема, общая для всех: 90 дней, по истечении которых мигрантам надо выезжать из страны. Для общего рынка труда это крайне осторожная мера. Потом, есть сложности с регистрацией членов семьи, очередями в школы и детские сады. Тем не менее, эти вопросы можно решить.
Кандидата политических наук, политолога Антона Морозова также настораживает миграция человеческого капитала.
— Да, мы знаем, что свято место пусто не бывает – уедут наши специалисты, приедут другие, — подчеркнул он. — Но уже сейчас надо просчитать, как изменится социальная, национальная, профессиональная структура. Потому что очевидно, что если все заработает, как положено, произойдут очень серьезные демографические сдвиги. Надо думать над тем, как их предотвратить.
Главный редактор международной газеты «Весь мир» Юрий Киринициянов, говоря опять же о человеческом капитале, напомнил, что российским пенсионерам в низкий сезон дают на железнодорожные билеты скидку в 50%.
— У нас такого нет, а зря, — качает головой эксперт. — С другой стороны, премьер-министр России Дмитрий Медведев повысить пенсионный возраст россиян, но там еще дискуссии своего пика не достигли. Стандарты будут выравниваться и дай бог, чтобы они выравнивались и для простых людей.
Сергей Домнин, заместитель главного редактора делового журнала «Эксперт-Казахстан», отметил, что интеграцию надо постоянно расщеплять на идеологическую сущность, а также на теоретическую и практическую, чего мы не делаем и от этого иногда складываются слишком мрачные ожидания, либо, наоборот, слишком радужные. «В реальности это большой объем работы для всех, в том числе и для бизнеса. Когда общаешься с предпринимателями, это начинаешь понимать», — заметил он.
Марат Шибутов, подхватив тему, указал, что к четырем озвученным свободам следует добавить пятую, и это именно цены на транспортные услуги.
— Это цены на транзит, это дороги, это международные перевозки, и, конечно, тарифы на прокачку нефти. Вот что нас больше всего интересует! – высказался Шибутов. — Насчет миграции: в нашей стране приняли в конце прошлого года комплексный план по предотвращению миграции казахстанских граждан, правительство уже этим озаботилось. Там расписано, что в этом году должны быть разработаны мероприятия, чтобы люди не уезжали. Россия не будет вводить никаких протекционистских мер по одной простой причине: в РФ 6-7 млн мигрантов, некоторые считают, что 10 млн – это и есть та емкость рынка, которую страна может спокойно принять. Плюс еще вакансии, которые эти трудовые мигранты не занимают, т.е. еще где-то около 2 млн человек. Получается, порядка 12 млн. человек Россия спокойно может принять, а это больше, чем все наше экономически активное население численностью 9 млн. человек. Теоретически, Россия может принять весь переехавший Казахстан и еще Беларусь. Теперь же правительством РК выработан план и, скорее всего, со свободой перемещения будут как-то работать.
— Конечно, важен транспортный вопрос, — подтвердил Эдуард Полетаев. — В частности, факт, на который указывали ответственные компетентные чиновники: стоимость авиабилетов на рейсы между столицами стран, входящих в ЕЭП, очень дорога. Если вы зайдете на какой-нибудь сайт самостоятельных путешественников, то увидите, что многие небогатые туристы едут, например, из Алматы до Москвы поездом, пересаживаются на автобус в приграничье и вновь садятся на поезд. Получается почти на 50% дешевле, потому что международный тариф исключается. Мне кажется, его надо убирать. Его стоимость усложняет свободное перемещение. При этом свобода перемещения услуг существует уже давно. Клиентам приходится передвигаться вслед за услугой. Многие жители приграничных областей Казахстана, когда отправляются на отдых, скажем, в Турцию, то делают это из российских аэропортов, это было еще до ТС, ЕЭП и ЕАЭС. Если мы говорим о свободе перемещения услуг, наладить эту ситуацию нужно так, чтобы и в Казахстане не говорили об оттоке определенного капитала вместе с этими туристами. В целом, чтобы получить синергию от интеграции, необходимо обсуждать и претворять в жизнь больше кейсов, взятых из потребностей простых людей.
Татьяна Виннер
Источник: Altyn-orda.kz