Евразийские вузы должны биться за абитуриентов

20.11.2015

Политики и эксперты пророчат новый мировой кризис – затяжной и глубокий. Одним из способов борьбы с безработицей, неминуемой спутницей кризиса, эксперты считают мобильность населения.
При этом у жителей Евразийского экономического союза есть неоспоримое преимущество – единый рынок труда. Вопрос в том, доверяют ли работодатели квалификации специалистов из других стран ЕАЭС?

Проблемы подготовки кадров в странах-союзницах обсуждались в ходе очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии». Как отметил политолог Эдуард Полетаев, Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества.

— Мы хотим формировать единый рынок труда в ЕАЭС, но подготовка специалистов к этому рынку отличается от страны к стране, – констатировал политолог. – Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы образования, и это будет устраивать работодателей, которые поймут, чего ожидать от того или иного выпускника.

С одной стороны, говорили участники обсуждения, работодатель сейчас не придает особого значения диплому – куда важнее квалификация, умения и навыки. Более того, там, где существует дефицит специалистов, готовы не просто принимать трудовых мигрантов, но даже создавать условия для привлечения работников из ближнего зарубежья. Такой пример привел Эдуард Полетаев. Он рассказал, что авиакомпания «Уральские авиалинии» намерена открыть прямые рейсы из Калуги по 10 направлениям в страны Центральной Азии, в том числе в Казахстан. Оказалось, что в этом российском городе работает немало иностранных инвесторов, которые нуждаются в квалифицированных кадрах, а на местном рынке труда наблюдается дефицит представителей многих специальностей. Так что трудовая миграция – одна из главных целей создания прямых рейсов. Понятно, что в этом и похожих случаях приоритет будет отдаваться гражданам ЕАЭС, как раз благодаря функционированию общего рынка труда.

С другой стороны, как отметил профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев, существует проблема взаимного недоверия к системам образования в наших странах.

— Если к нам приезжают российские специалисты и начинают работать в высшей школе, то обязаны проходить процедуру аккредитации. То есть формально получается, что казахстанская высшая школа не доверяет российской. В случае с признанием дипломов о высшем образовании немного проще, однако с нострификацией кандидатской или докторской степеней гораздо сложнее. Зачастую человек вынужден, по сути, переписывать свою научную работу или корректировать ее настолько существенно, что это выливается в новый труд, – рассказал профессор Бурнашев. – Вопрос должен сводиться к взаимному признанию дипломов, но оно предполагает доверие к качеству образования, которое есть у тех или иных университетов. Здесь мы сталкиваемся с еще одним вопросом, который должен решаться на институциональном уровне. Это процедура аккредитации вузов, каких-то организаций, связанных со средней школой, которые будут давать реальную гарантию качества на уровне ЕАЭС. Следовательно, должны быть компетентные аккредитационные структуры.

Собственно, дипломы о высшем или средне-специальном образовании признаются на пространстве ЕАЭС и сегодня – соответствующий пункт содержится в договоре о создании интеграционного объединения. Правда, несколько специальностей исключены из общего правила: медики, фармацевты, юристы и педагоги не могут работать в других странах ЕАЭС без подтверждения своих знаний. Что же касается системы аккредитации, то можно использовать уже имеющуюся, считает профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби Галия Мовкебаева:

— Не нужно выдумывать велосипед – уже существует Болонский процесс, в котором задействовано 49 государств. Россия входит в него с 2003 года, Армения – с 2005-го, Казахстан подключился в 2010 году, Беларусь – в 2015-м, остался только Кыргызстан. Мне кажется, что Казахстан и Армения больше всего продвинулись в этом направлении, потому что академическая мобильность у нас развита достаточно серьезно.

Профессор национального университета уверена, что государствам ЕАЭС необходимо согласовывать образовательные стандарты. И нужно это для того, чтобы граждане почувствовали на себе преимущества интеграции – могли бы отправлять своих детей учиться в любой вуз евразийского пространства, независимо от гражданства, руководствуясь желанием обеспечить хорошее качество образования за меньшие деньги. И данное обстоятельство ужесточило бы конкуренцию между учебными заведениями – в битве за абитуриентов вузы и профтехучилища стремились бы повышать качество образования и престиж, одновременно обеспечивая и привлекательную цену.

— Мы предполагаем, что некая универсализация и унификация образовательных систем произойдет под давлением потребностей общего рынка ЕАЭС. Есть в этом смысле показательный пример: автомат Калашникова, системы «Бук», бронетранспортеры, патроны и так далее, – привел пример из своей области главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан. – Это продукция, в основном, российского военно-промышленного комплекса. Система вооружений в странах ЕАЭС унифицирована. Обслуживание и применение этих вооружений требует унификации системы подготовки кадров, которые должны понимать, как это вооружение технически устроено, как оно стреляет.

По мнению эксперта, страны ЕАЭС должны определиться, какой человеческий капитал необходим интеграционному объединению. При этом он ратует за единые стандарты, но не унификацию образовательных программ, которые, помимо знаний, зачастую содержат идеологическую составляющую – проще говоря, воспитывают гражданина конкретной страны. Тем не менее, Андрей Хан уверен, что всем государствам Евразийского экономического союза требуются универсальные специалисты.

— Мы живем в сложное время. В ближайшие 50 лет мир будет лихорадить, – прогнозирует эксперт, говоря о борьбе за многополярный мир. – Постоянная турбулентность, цикличность кризисов приводят к тому, что происходит очень серьезное переформатирование, в том числе и рынков трудовых ресурсов на фоне слабо регулируемых миграционных процессов.

Впрочем, даже не заглядывая за полувековой горизонт, можно ожидать негативной ситуации на рынке труда в связи с ожидаемым глобальным экономическим кризисом. Потому единый рынок труда может помочь многим жителям ЕАЭС найти работу там, где существует дефицит кадров. Если же не рассматривать вопрос трудовой миграции, то повышение качества обучения и создание системы переобучения в конечном итоге должно повысить конкурентоспобность человеческого капитала евразийской пятерки.

— Надежда, что человеческий капитал станет основой нашего развития, слаба, – говорит Андрей Хан, при этом не исключая такой возможности. – Хорошо, если он станет нашим богатством, если обесценится нефть и прочие полезные ископаемые. Индийцы продают IT-продукцию по цене, равной нашему экспорту нефти, и об этом стоит задуматься. Идея хорошая: превратить страну в гигантский образовательный кластер, а затем и в научный. Чем не возобновляемый источник доходов? У нас для этого есть все условия – резко континентальный климат и убеждение, что талант должен быть голодным.

Между тем политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын задал резонный вопрос: кто же будет платить за унификацию образовательных стандартов – государства, вузы, работодатели, студенты и их родители?

— Вопрос финансирования образования на постсоветском пространстве очень разный. В Беларуси, насколько я понимаю, государство львиную долю берет на себя, в России система более или менее комплексная, в Казахстане образование сильно коммерциализовано. Так что по инфраструктуре образования главный вопрос: кто платит, за что и на какие потребности это рассчитано. Если система будет выстроена от лица работодателей – это одно, если от лица потребностей государства – другое. А желания граждан – вообще третье, – отметил журналист. – Выстроить качественное образование внутри Казахстана сложно, выстроить между всеми странами ЕАЭС будет еще тяжелее. А в мире универсального ответа нет. Болонскую конвенцию, например, не подписали многие ведущие вузы Европы, так как это проект ведет к усреднению.

Стоит отметить, что пока унификация образовательных систем не значится в официальной повестке ЕАЭС. Но участники экспертного клуба «Мир Евразии» убеждены, что это лишь вопрос времени. Пока можно только полемизировать, насколько нужно и возможно сближать системы образования на евразийском пространстве. Каким же может быть результат унификации?

— Когда москвичи охотно поедут учиться в Астану, тогда можно будет уже говорить о реальной образовательной интеграции, – резюмировал Эдуард Полетаев.

Аманжол Смагулов

Источник: «Аргументы и Факты в Казахстане»