Формирование эффективной внешней политики для такого молодого государства как Казахстан является, пожалуй, одним из самых сложных направлений государственной политики. Мы решили подвести некоторые предварительные итоги на этом направлении в уходящем 2013 году и попросили ответить известных казахстанских экспертов на следующие вопросы:
1. Как вы оцениваете ее конкретные результаты? Что, на ваш взгляд, может быть однозначно отнесено в актив?
2. На каких направлениях внешней политики результаты могли бы быть более весомыми? Какие выводы из этого необходимо сделать?
3. Можете ли вы, как эксперт, сказать о ваших ощущениях по поводу общественного восприятия тех или иных внешнеполитических шагов государства в прошедшем году?
Еркин Байдаров, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова Комитета науки МОН РК, кандидат философских наук:
Многовекторная дипломатия продолжается
1. Как было заявлено главой государства в Послании “Стратегия “Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства”, последовательная и предсказуемая внешняя политика есть продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности. Исходя из этих положений, основными приоритетами РК во внешней политике в 2013 году как и прежде, стала “многовекторная дипломатия”: развитие партнерства с нашими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, ЕС и странами АТР.
В то же время в своей внешнеполитической деятельности Астана большое внимание уделяла дальнейшему укреплению Таможенного союза и Единого экономического пространства, несмотря на инициативу оппозиционных сил о проведении общенационального референдума о выходе Казахстана из ТC в начале текущего года.
Тем не менее обеспокоенность общества дальнейшей судьбой РК в ТС заставила президента Н.Назарбаева сделать заявление о возможности выхода Казахстана из межгосударственных организаций, угрожающих суверенитету и независимости страны.
Среди основных достижений во внешней политике РК, которые однозначно можно занести ей в актив, следует назвать содействие урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Переговоры “шестерки” международных посредников с представителями Тегерана по иранской ядерной программе, которые проходили в Алматы в феврале и апреле 2013 года,в конце концов привели к историческому ноябрьскому соглашению в Женеве. Согласно этим договоренностям, Иран сократит работы в рамках ядерной программы, предоставит международным экспертам доступ для более тщательных проверок, а экономические санкции в отношении страны будут ослаблены. Тем самым Казахстан в очередной раз показал, что он и дальше будет поддерживать все прогрессивные международные инициативы и вносить свой вклад в глобальную безопасность.
2. По моему мнению, крайне необходимым представляется усиление центральноазиатского вектора внешней политики страны. С государствами Центральной Азии нас объединяет единое культурно-цивилизационное пространство.
Мы должны понять, что рисков и угроз в нашем регионе намного больше и они в ближайшие годы будут очень сильно ударять по экономической и национальной безопасности Казахстана. Поэтому с точки зрения нейтрализации этих потенциальных угроз одним из приоритетов для Казахстана является более тесное взаимодействие со странами Центральной Азии.
Лучший способ стабилизировать Центральную Азию – это региональная интеграция. Идея создания Союза Центральноазиатских государств, выдвинутая президентом РК Н.Назарбаевым еще в феврале 2005 года, как “глас вопиющего в пустыне”, – остается пока всего лишь идеей. А ведь эта идея есть возрождение идеи туркестанского федерализма, яркими представителями которой были такие лидеры национально-освободительного движения народов региона как М.Шокай, М.Бехбуди, Т.Рыскулов, Ш.Лапин, С.Ходжанов и др. Историческая практика подтверждает, что туркестанская федерация, идея единства среднеазиатских народов, – перспективна. В первую очередь это касается экономической интеграции.
Для эффективного противодействия издержкам современной глобализации Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, должен усилить кооперацию в рамках региональной интеграции, чтобы не остаться на периферии мировых экономических процессов в качестве сырьевой базы. Фактически речь идет о выживании стран региона и их становлении как самостоятельных экономических и политических игроков.
К сожалению, сегодня это направление внешней политики, даже несмотря на то, что глава государства много говорит о ней, я бы сказал, одно из слабых. Кроме строительства самого большого и дорогого в регионе здания казахстанского посольства в Ташкенте и открытия памятника Абаю (не считая официального визита президента Н.Назарбаева) в завершающемся году на этом внешнеполитическом направлении ничего существенного сделано не было.
Несмотря на политические границы, народы региона живут в одном культурно-цивилизационном пространстве, имеют общие традиции, культуру, религию и историю. Естественно, разделить историческое, культурное и цивилизационное наследие региона невозможно. Это достояние принадлежит всему населению Центральной Азии. Понимание этого должно направить нас к новым идеям в отношении региональной интеграции, для того чтобы расширить наши представления относительно ее возможностей.
3. К сожалению, из-за неразвитости политической культуры и политического сознания наших граждан многие внешнеполитические шаги Астаны остаются зачастую просто незамеченными. Почему? Причина в том, что подданнический тип политической культуры, характеризующейся сильной ориентацией на политическую систему, но слабым активным участием граждан в ее функционировании, делает казахстанцев мало интересующимися не только внешнеполитической, но и внутриполитической жизнью страны. В силу тех или иных социально-экономических проблем большую часть казахстанцев волнует прежде всего главный экзистенциальный вопрос – проблема выживания и дальнейшего существования в условиях рыночной экономики, и на политику многим, грубо говоря, “наплевать”. Это можно проверить, опросив проходящих мимо граждан, задав им вопрос о внешнеполитических шагах государства в уходящем году. Уверен, что 90% казахстанцев, а может быть и больше, не смогут ответить на ваш вопрос.
Большая часть внешнеполитических шагов РК в погоне за политическим имиджем далека от нужд и интересов граждан страны. О большинстве новостей, касающихся внешнеполитической деятельности республики, многие казахстанцы узнают уже постфактум. Исходя из собственных ощущений, на ваш вопрос могу сказать следующее: внешняя политика РК в общественном восприятии (кроме как экспертного сообщества и СМИ) никак себя не проявляет.
Эдуард Полетаев, политолог:
Внешняя политика:курс на модернизацию
В целом внешнеполитические итоги 2013 года, на мой взгляд, заслуживают положительной оценки. Внешняя политика демонстрировала предсказуемость и сбалансированность. Казахстан не потерял ни одного из старых и приобрел много новых друзей. Подписал важные документы со странами-соседями.
К примеру, в середине июня состоялся официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Ташкент. Казахстан и Узбекистан – ключевые государства в Центральной Азии, потому не случайно, что во время визита обстоятельно обсуждались вопросы региональной безопасности. В итоге страны подписали Договор о стратегическом партнерстве.
В ноябре в Екатеринбурге Казахстан и Россия подписали новый Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. У Казахстана растет товарооборот с этими соседями, также как и с “мировой фабрикой” – Китаем, чей лидер Си Цзиньпин посетил нашу страну с государственным визитом в сентябре. Согласно ранее достигнутой договоренности, товарооборот между странами должен быть увеличен до 40 миллиардов долларов к 2015 году.
Среди важных акцентов нашей внешней политики в 2013 году – разъяснение положений Послания президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана Стратегия “Казахстан-2050″. Не случайно МИД провел много мероприятий по этому направлению. Отечественная внешняя политика продолжит курс на модернизацию, чтобы адаптироваться к современным реалиям. Ведь в положениях Послания указаны приоритеты внешней политики, например, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых государств мира, взаимодействие в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, стабилизация ситуации в Афганистане и т.д. МИД, как известно, разработал план мероприятий по реализации соответствующих элементов Послания, и осуществляет его в течение года.
Стоит также отметить в контексте итогов года активизацию встреч по теме проведения международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в Астане. На них, в частности, иностранные компании приглашают принять активное участие в подготовке мероприятия, а страны, поддержавшие кандидатуру Астаны, благодарят. Кроме того, на международных мероприятиях продвигаются современные антиядерные инициативы президента Нурсултана Назарбаева, включая проект “АТОМ”.
Осенью нынешнего года началась официальная кампания по выдвижению кандидатуры Казахстана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на период 2017-18 гг.
Внешнеполитическое ведомство Казахстана также вело активную работу, скажем так, и на дальних направлениях, то есть в регионах, где о Казахстане еще знают мало. Например, в рамках развития сотрудничества с латиноамериканскими странами наша страна в этом году установила дипломатические отношения с Белизом, Содружеством Доминика, Сент-Китс и Невисом, а также Боливией. Кроме того, Казахстан получил статус наблюдателя в Африканском Союзе, а это влиятельный региональный институт, объединяющий множество стран Черного континента. То есть появляются новые возможности для развития торгово-экономических связей и продвижения внешнеполитических инициатив нашей страны.
Казахстанские дипломаты даже используют в своей работе волшебную магию киноискусства. Так, фильм Рустема Абдрашева “Подарок Сталину”, в сюжете которого – история еврейского мальчика Сашки, демонстрировался американским конгрессменам, что положительно сказалось на толерантном имидже государства.
Среди однозначных успехов Казахстана – состоявшиеся двухдневные переговоры Ирана с “шестеркой” международных посредников в Алматы по иранской ядерной программе. Не подкосили наших дипломатов и неожиданности вроде террористических актов в американском Бостоне или банкротства турецкой авиакомпании SKY, после чего около полутора тысяч наших граждан столкнулись с проблемой возвращения на родину. В этих конкретных непростых ситуациях МИДовские работники действовали оперативно и организованно.
Впрочем, в 2013 году было заметно снижение активности контактов со странами Европы, несмотря на то, что стратегия Евросоюза в Центральной Азии еще действует. Но это скорее следствие усиления изоляционистских настроений в западных правительствах, борющихся с безработицей и последствиями финансового кризиса.
Кроме того, некоторые общественные круги в Казахстане критиковали интеграционное взаимодействие Казахстана с Россией вообще и российско-казахстанское космическое сотрудничество в частности, в котором, как и в любом большом деле, существуют определенные проблемы. Однако политики и дипломаты сумели унять страсти в рабочем режиме.
Кенже Татиля,
Источник: Central Asia Monitor