Казахстанские и российские эксперты рассказали о том, какое влияние внешние игроки оказывают на каспийский регион и что меняет конвенция о правовом статусе внутреннего евразийского моря.

В августе президенты Казахстана, России, Туркменистана, Ирана и Азербайджана на полях V Каспийского саммита в Актау подписали документ, работа над которым велась с 1996 года – конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. О том, как достигнутые договоренности отразятся на ситуации вокруг Каспия, и какие силы будут на это влиять, рассказали в Алматы участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии», организованного совместно с российским Центром геополитических исследований «Берлек – Единство» (Уфа) и Центром аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Астана).

полетаев

Новый правовой статус Каспия был определен на основе консенсуса, основанного на интересах всех государств пятерки, отметил политолог Эдуард Полетаев. Страны могут на многостороннем уровне решать такие вопросы, как разработка нефтяных и газовых месторождений, транзит энергоресурсов, в том числе прокладка трубопроводов по дну Каспийского моря, пользование биоресурсами. При этом некоторые острые вопросы – например, разделение дна и недр, пока выведены за скобки.

«Есть еще нюансы, связанные с предпочтениями в выстраивании транскаспийских и вокруг каспийских транспортных коридоров: какой путь предпочтителен – «Север – Юг» или «Запад – Восток». И все же в настоящее время вокруг Каспийского моря сложился более четкий геополитический и геоэкономический расклад», – считает Полетаев.

сулейманов

По мнению руководителя сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек – Единство» Артура Сулейманова, между всеми направлениями, прописанными в конвенции, существует тесная взаимосвязь: безопасность повышает доверие, а доверие ведет к росту экономических, политических, культурных и научных связей. В конвенции, например, прописана договоренность о том, что на Каспии не должны размещаться вооруженные силы стран, не входящих в прикаспийскую пятерку. Кроме того, главы государств гарантировали, что подконтрольная им территория не будет использована чужими войсками для совершения военных действий против одной из сторон конвенции.

«Совместные решения могут привести к формированию особого геополитического маркера – Каспийского региона, в котором повышается предсказуемость и снижаются всевозможные сторонние риски, что выгодно всем пяти государствам», – подчеркнул Сулейманов.

тажибаев

Однако благополучие каспийского региона также зависит и от выгод крупных внешнеполитических игроков. По мнению экспертов, Каспий представляет особый интерес для Китая, Европы и США, но есть и другие интересанты. В частности, директор ЦАИ «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев полагает, что новость о том, что в результате строительства нового магистрального газопровода в Европу хлынет дешевый туркменский газ, понравится далеко не всем: «Поставщики сжатого природного газа будут весьма недовольны открывающимися перспективами». Основной объем сжатого газа поставляется европейским потребителям из стран Ближнего Востока. В поставках же сланцевого газа в Евросоюз заинтересован Вашингтон, которому тоже может не понравиться увеличение объема поставок газа из каспийского региона.

Как отметил директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Немецком университете Булат Султанов, построить магистральный газопровод по дну Каспия, чтобы наладить поставки туркменского газа в Европу, значит перенаправить этот газ с китайского направления на Запад. «Думаю, что такие действия не будут поняты товарищами из Пекина», – сказал он.

султанов

Европейский истеблишмент заинтересован в диверсификации газовых поставок и снижении зависимости от российского газа. Однако Булат Султанов в целом скептически отозвался об идее наладить альтернативные поставки из Каспийского региона в Европу:

«Ежегодная потребность ЕС составляет 500 млрд. кубометров газа. Разрекламированный же «Южный газовый коридор» из Азербайджана сможет поставлять в перспективе лишь 10 млрд. кубометров – это капля в море! Азербайджану собственного газа уже не хватает не только на внешние, но и на внутренние обязательства. Информация к размышлению: в конце 2017 года «Газпром» подписал соглашение с Баку о ежегодных поставках 1,6 млрд. кубометров газа в Азербайджан. Поэтому развернутая в западных СМИ шумиха о «Южном газовом коридоре», который, как известно, состоит из трех газопроводов – Трансанатолийского (TANAP), Южно-Кавказского и Трансадриатического (TAP), ориентированного на поставки газа из азербайджанского месторождения «Шах-Дениз – 2», рассчитана на несведущих читателей. По данным немецких экспертов, в первый год на этом месторождении будет добываться лишь 2 млрд. кубометров газа, с ежегодным наращиванием до 6 млрд. в 2020 году. При этом газ будет предназначен, в первую очередь, для Турции, и лишь затем для ЕС».

Тем не менее, вокруг каспийских газа и нефти ведется сложная геополитическая игра, в которой задействованы Евросоюз, США и Россия, убежден Булат Султанов. Дальнейшая судьба каспийской конвенции – ее ратификация и реализация, по его мнению, зависит от хода развернувшейся в мире борьбы между сторонниками однополярного мира и теми, кто связывает дальнейшее развитие человечества с многополярной системой. При этом коллективный Запад уже начал фрагментироваться, говорит Султанов, что только увеличивает количество центров влияния в мире в целом и в каспийском регионе в частности.

каукенов

Что же касается интересов Пекина, то, по словам директора центра китайских исследований China Center, политолога Адиля Каукенова, Китай позитивно оценивает каспийскую конвенцию. Прежде всего, это связано с реализацией проекта «Один пояс – Один путь».

«В рамках этого проекта есть не только северный путь через Россию или южный через Туркменистан на Иран. Есть проект через Каспий, используя порты Актау и Курык, – напомнил Адиль Каукенов. – Необходим максимально позитивный экономический и правовой фон для того, чтобы «Один пояс – Один путь» функционировал эффективно. Хотя сам этот путь на Каспии практически не работает, в наших портах присутствия Китая особо не видно. Каспий также интересен Китаю как выход на Кавказ. Но больших изменений не будет, риски известны – политическая непредсказуемость, в частности, по транзиту власти, сложности бизнес-климата, наличие синофобии в регионе. Но есть позитив, связанный с тем, что конвенция дает направление и принципы дальнейшей работы Китая по каспийским проектам».

каражанов

Главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов считает, что именно Китай обеспечивает «движение на Каспии»:

«Согласно данным национальной компании «Казахстан Темир Жолы», около 30 процентов контейнерных перевозок в нашей стране приходится на Китай. Очевидно, что этот поток может следовать на запад через Каспийское море. Учитывая небольшой объем грузопотока между прикаспийскими странами, можно предположить, что транзит груза из Китая на этом фоне будет расти».

Большинство крупных внешних игроков напрямую заинтересованы в том, чтобы ситуация на Каспии была стабильной и прогнозируемой, считают эксперты. При этом Эдуард Полетаев высказался за то, чтобы число заинтересованных в каспийском регионе стран росло.

«Выстраивая дальнейший конструктив во взаимоотношениях вокруг Каспия, на мой взгляд, не нужно замыкаться контактами на прибрежной пятерке, создавать некий закрытый клуб. Китай, Узбекистан, Турция и ряд других государств также могут быть интересны на каспийском треке. Ставку нужно делать на все многообразие регионального и межрегионального сотрудничества, на двустороннем и многостороннем уровнях в интересах создания продуктивной атмосферы вокруг Каспия и его будущего», – резюмировал политолог.

Эксперты также отметили, что каспийская конвенция уникальна, поскольку окончательное определение водоему так и не дали. Судя по содержанию документа, Каспий определили и как море, и как озера, либо же, как ни то и ни другое. Поэтому, помимо ратификации в каждой из стран, потребуется еще разработка и внедрение особых правовых норм. Все это вкупе способно превратить Каспий в зону эффективного социально-экономического развития.

 

Источник: Информационно-аналитический портал «Резонанс.kz»

от wefund