Гостеприимство как посол доброй воли

15.05.2019

Национальная кухня может быть брендом для продвижения страны на международной арене и мягкой силой для укрепления связей. Сближение гастрономических культур стран постсоветского пространства обсудили на дискуссионной площадке экспертного клуба «Мир Евразии».

Гостеприимная Евразия

Посидеть за одним столом, попотчевать гостя – самый простой и приятный способ узнать другую культуру, отметили участники заседания «Традиции и реалии евразийского гостеприимства: культурно-гастрономическая карта Евразии». Еда укрепляет дружеские отношения, делает их близкими и особенными. Это хорошо знают в странах Евразии с их развитым гостеприимством. Недаром на постсоветском пространстве многие деловые вопросы решаются за столами не столько кабинетными, сколько ресторанными.

Примечательно, что гостеприимство в разных странах включает разные понятия, заметила президент центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова. В Казахстане гостеприимство считается одной из главных особенностей народа, и выражается оно, например, в том, что казахи готовы зарезать для гостя последнего барана.

«Однажды я летела на самолете из Узбекистана, открыла бортовой журнал, в котором было написано примерно следующее: «Мы, узбеки, – народ гостеприимный. Это означает, что главное для нас – не накормить человека, а завести с ним приятный разговор, поддержать беседу, а уже потом наступит время еды, после духовного сближения». Тогда я сделала определенное резюме. В Казахстане, где огромные расстояния, человеку, исстари проскакавшему на лошади тысячу километров, явно было не до душевных разговоров. Его сначала нужно было накормить, а уже потом занимать разговорами. То есть в оседлых и кочевых культурах гостеприимство выглядит и трактуется по-разному», – пояснила социолог.

Отличается и презентация еды, добавила Г. Илеуова. Так, на постсоветском пространстве принято раскладывать одно и то же блюдо на несколько тарелок, чтобы каждый участник застолья мог легко дотянуться до блюда. Китайцев такая подача удивляет: для них главное – это количество наименований еды на столе, в каждой тарелке должно быть новое угощение.

Принято считать, что гастрономические пристрастия народа – оплот многовековых культурных традиций. Не случайно гастрономическая культура является одним из важных маркеров формирования национальной идентичности. Однако сегодня национальные кухни стран Евразии претерпевают серьезные изменения. Особую роль в экспансии кулинарных нововведений играют транснациональные сети, символы глобализации сферы питания. Говорят, что они представляют опасность, так как мало заинтересованы в популяризации национальных и региональных блюд, продуктов питания.

Вкусный бренд

Национальную кухню нужно продвигать, уверены эксперты. У этого посыла есть и экономические основания. Во всем мире сегодня популярен гастрономический туризм. Особенности местной кухни во многих странах уже стали конкурентным преимуществом и приносят неплохой доход отдельным городам и регионам. В частности, по кулинарным маршрутам Франции ежегодно проезжает до 5 млн человек, а на знаменитый пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене собирается более 6 млн участников.

«По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в последние годы спрос на гастрономические туры резко возрос и составляет порядка 30% от международных туристических прибытий, – напомнил политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын, добавив, что нередко страны не против объединить свои кулинарные подходы для большего эффекта. – В 2018 году на казахстанско-узбекском туристическом форуме было озвучено предложение продвигать под единым брендом центральноазиатскую кухню».

Брендирование национальных кухонь играет огромную роль в популяризации туристических направлений и презентации стран на международной арене, полагает профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев«Например, та же самая грузинская кухня выигрывает в основном за счет этого». Многие участники заседания именно грузинскую кухню приводили в пример успешного брендирования на постсоветском пространстве, отмечая также большое количество грузинских ресторанов в Алматы.

При этом фастфудизация, которая угрожает продвижению национальных кухонь, может быть использования для развития бренда, убежден Р. Бурнашев. «Если говорить о брендировании, то направление быстрого питания наиболее интересное среди тех, которые можно реализовывать. Значительная часть блюд, распространенных в том же Алматы, спокойно может войти в меню таких заведений и делает это потихоньку. Например, в киосках одной из сети street food, торговавших гамбургерами и чизбургерами, появились самса и чебуреки», – сказал он.

Независимый политолог Замир Каражанов, также разделяет мнение о том, что от «быстрой еды» никуда не деться: «Фаст-фуд – это спутник людей среднего класса, представителям которого нужно быстро поесть и бежать на работу. Долгое сидение в ресторане – для людей определенного статуса, которых немного. Но при этом страдает здоровье населения, увеличивается количество тучных людей. А ведь есть правильное выражение: «Ты – то, что ты ешь!» Великий Гиппократ говорил: «Пусть пища будет твоим лекарством, а лекарство пищей».

Гастрономический интерес

Экологически чистые, выращенные и созданные без большого количества опасных химикатов продукты питания могли бы стать национальным гастрономическим брендом, считает З. Каражанов. Тем более что с 2018 года в Евразийском экономическом союзе вступили в силу новые требования к маркировке продукции, содержащей генно-модифицированные организмы – надпись «ГМО» теперь будет наноситься крупным шрифтом рядом с единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС.

Кроме того, в Казахстане – вкусное мясо, хотя производителей пока не так много и рестораторам приходится бороться за премиальные куски говядины. Об этом рассказала директор проектно-консалтинговой фирмы DPR Studio (системы гостеприимства территорий и инфраструктур) Жанна Прашкевич«У меня есть большая мечта – открыть доступный казахский ресторан. Местная восточная кухня очень популярна. В основном она слита с узбекской кухней, которая в силу многих причин распространена больше и лучше. И как ни странно, но сетевые заведения, закрепившиеся на рынке именно восточной кухни – не казахстанские», – поделилась она своими планами.

При этом в российской столице скоро откроется ресторан казахской кухни. На ВДНХ в Москве проводится масштабная реконструкция исторического павильона «Казахстан», которая закончится в августе нынешнего года. В павильоне будет открыт роскошный ресторан, и многие москвичи и гости российской столицы могут его в скором времени посетить. Открытие в России множества ресторанов среднеазиатских и кавказских кухонь, как и открытие аналогичных заведений в других странах постсоветского пространства, в том числе в Казахстане, говорит о тенденции сближения национальных гастрономических культур постсоветского пространства.

Как отмечали эксперты, в недалеком прошлом существовало отдельное понятие «советская кухня», которая объединяла лучшие рецепты и кулинарные традиции всех народов СССР. Но, как заметил web-издатель Джанибек Сулеев«многие советские рестораны, работавшие десятилетиями и имевшие неплохую репутацию, сейчас исчезли или в лучшем случае оказались перепрофилированы». Востребованность этнических заведений общепита на постсоветском пространстве – это знак того, что жителям евразийского пространства интересна культура соседей, в том числе гастрономическая.

Этим интересом могут воспользоваться не только рестораторы. По мнению главного редактора делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергея Домнина, для казахстанских предпринимателей большие перспективы кроются в расширении экспорта традиционных продуктов: «Кумыс, шубат, курт, мясо и мясопродукты… Это, пожалуй, еще более важный сегмент, поскольку обороты здесь могут быть в десятки раз больше, чем в сегменте ресторанов и кафе», – заключил он. 

____________________________

Фото Б. Бузина

Источник: Портал «Ритм Евразии»