Казахстанские эксперты считают, что культурное взаимодействие необходимо укреплять и сверху, и снизу. Общие ценности, взаимопроникновение культур и любовь к искусству зачастую служат прочной основой для укрепления политических и экономических отношений. Так, страны Евразийского экономического союза связывает не только материальный интерес, культурно-гуманитарное сотрудничество имеет на постсоветском пространстве давнюю историю. Но, как отметили участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в культурно-гуманитарном сотрудничестве», прошедшего в Алматы, данной сфере взаимоотношений необходимо уделять больше внимания.

— Актуализация общекультурных ценностей необходима при существующей практике навязывания «достижений» западной потребительской цивилизации. На смену односторонней трансляции ценностей техногенной цивилизации должен прийти диалог культур, предполагающий равноправное партнерство и уважение к традициям, – считает политолог Эдуард Полетаев.

Евразийская цивилизация, сочетая в себе черты Запада и Востока, по его мнению, отличается так называемой гибридностью. Веками представители различных народов и религий мирно сосуществовали друг с другом, в результате чего евразийцы выработали такие качества, как толерантность и способность к диалогу. Постсоветские государства к тому же объединяет и общая история. Однако, как констатировали участники обсуждения, за годы независимости, а это уже четверть века, бывшие советские республики отдалились друг от друга в культурном отношении, и центробежные тенденции с каждым годом только нарастают. Именно поэтому, уверены эксперты, странам ЕАЭС, хоть это и не входит в повестку экономического объединения, неплохо было бы усилить культурное сотрудничество.

На сегодня, как рассказала руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК в Алматы Мадина Нургалиева, государства евразийской пятерки демонстрируют разное отношение, как к культурной интеграции, так и к значимости культуры в целом.

— В Казахстане на культуру в 2016 году заложены расходы в размере 91 млрд тенге. Это на 34,5 млрд тенге больше, чем в прошлом году. Но проблемы, связанные с культурой в республике, остаются прежними. В России, по сравнению с 2015 годом, расходы на культуру незначительно выросли. В Беларуси 2016-й назван годом культуры, но при этом с 2012 года в стране фиксируется тенденция на понижение расходов на культуру. В Кыргызстане вообще все очень скромно, не приходится об этом и говорить. А вот у Армении, в отличие от той же Беларуси, расходы на культуру составляют 2,4 процента от ВВП. Для сравнения, в Беларуси – 0,39 процента. Конечно, есть разница между самими бюджетами, но в целом значимость культуры для каждого государства очевидна. Исходя из анализа ситуации, вполне понятно, что ни одно государство сегодня не озабочено задачей формирования общей культурной парадигмы, – сказала она.

Участники дискуссии говорили о том, что многие культурные мероприятия стран-союзниц носят, как правило, разовый характер. Кроме того, у ЕАЭС нет единой информационной политики и общей диалоговой площадки. СМИ каждого государства освещает деятельность интеграционного объединения в основном с точки зрения проблем местного бизнеса, в то же время об успешных примерах кооперации практически не сообщается, хотя они есть. Не имея диалоговой площадки, где могли бы выступить все участники ЕАЭС, представители каждой страны высказывают одностороннюю точку зрения. Недовольны журналисты и политологи также информационной работой структур и подразделений объединения – крайне редко и нерегулярно создается общеевразийская повестка.

Впрочем, когда речь идет о культурно-гуманитарных связях, не стоит пенять лишь на государство, уверен представитель Казахстанской коммуникативной ассоциации, PR-консультант Владимир Павленко. Весомый вклад, по его мнению, может внести гражданское общество, как это было с двумя инициативами, получившими впоследствии широкое распространение и поддержку. Речь идет об акции «Бессмертный полк» и кинофильме о 28 героях-панфиловцах.

— Акция «Бессмертный полк» началась по инициативе томских журналистов, в качестве главной задачи было заявлено сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Идея была поддержана региональными журналистами, а затем получила распространение не только в России, Казахстане, Беларуси, Армении и Кыргызстане, но и в десятках других стран. В конечном итоге народную инициативу «Бессмертный полк» подхватило государство как вполне эффективный инструмент. И в мае 2015 года мы все были свидетелями того, что «Бессмертный полк» стал составной частью мощного информационного фона празднования 70-летия Победы, – напомнил Владимир Павленко.

Журналисты, привел он мнение Натальи Лосевой, координатора другой массовой акции – «Георгиевская ленточка», буквально кончиками пальцев чувствуют сверхновую историю и статус гражданского общества. В данном случае они выполняли своеобразный социальный заказ, но не продиктованный сверху и не подкрепленный госбюджетом, а идущий снизу – от потребностей общества. Именно поэтому акция получила столь широкое распространение. Аналогичная история получилась и с фильмом о 28 панфиловцах.

— Появляется идея проекта, затем информационная кампания, далее – сбор народных средств, после начался съемочный процесс. То есть инициатива шла снизу. И только потом встретились министры культуры России и Казахстана, сделали совместное заявление о поддержке проекта и выделили деньги. Таким образом, мы видим, что есть и сильные идеи, и примеры культурно-гуманитарного сотрудничества, направленного на сохранение исторической памяти и защиту базисных ценностей евразийского сознания, – резюмировал Владимир Павленко.

Аманжол Смагулов, специально для Матрица.kz

Источник: Матрица.kz

от wefund