Хлеба и зрелищ: как вывести молодёжь в офлайн и куда направить её силы?

02.04.2019

Нужно определиться, кем является для государства молодёжь – проблемой или возможностью, и понять, что молодые живут по принципу «труд плюс развлечение».

От молодёжи зависит, насколько устойчивой будет экономика и пенсионная система и насколько дружественными останутся связи со странами постсоветского пространства. О детях независимости шла речь на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Интеграция и молодёжь в реалиях XXI века».

Каждый пятый гражданин стран СНГ родился и вырос уже после распада СССР, в условиях независимых государств. По данным Межгосударственного статистического комитета содружества, речь идёт о 60 млн человек от 15 до 29 лет (в этих данных учтена Украина, которая в 2018 году вышла из состава СНГ). Для нового поколения общее прошлое постсоветских государств – это факт из учебника истории и не более того. Молодёжь также называют поколением гаджетов – они на «ты» с новыми технологиями, но менее активны в повседневной жизни. В то же время молодёжь нередко вовлекают в радикальные и деструктивные движения, в ряде стран молодых и совсем юных граждан использовали для осуществления «цветных революций». Все эти факты говорят о том, что молодёжью нужно заниматься профессионально, подчеркнули участники дискуссии. Вопрос в том, как это сделать.

Интересы не совпадают

«Куда направить энергию молодёжи? Вероятно, в предпринимательство, в бизнес. И вот на постсоветском пространстве прорастают как грибы проекты типа «Бизнес-молодости». За несколько лет вокруг курсов по предпринимательству была выстроена целая империя, к которой реальные бизнесмены относятся со скепсисом. Их скепсис основан на понимании того, что это взрослые люди играют в какие-то свои взрослые игры. А молодые с горящими глазами взрослым поверили и пошли за ними», – говорит представитель Казахстанской коммуникативной ассоциации, PR-консультант Владимир Павленко.Реклама 15

Но пошли далеко не все, отмечает координатор центра социальных и политических исследований «Стратегия» Ольга Симакова. Интересы государства и молодёжи зачастую не совпадают, поэтому далеко не всегда государственные инструменты поддержки молодёжи работают. «Молодёжь, может быть, хочет заниматься не бизнесом, а творчеством. Но программы навязывают определённые действия, в рамках которых ты только и можешь двигаться. Взять ту же самую поддержку села. Молодёжи, может быть, не хочется переезжать в село, ей надо выехать из села. Но в предложенном курсе звучит «поддержка села», а не «поддержка молодёжи на селе». Нужно все-таки определиться, кем является для государства молодёжь – проблемой или возможностью», – считает социолог.

Надо учитывать ценностные изменения, полагает декан высшей школы государственной политики и права Алматы менеджмент университета (AlmaU) Аскар Нурша: «Какая была ценностная ориентация для молодёжи советского периода? Это труд, который сделал тебя человеком. Для поколения постсоветской молодёжи к труду прибавилось преодоление трудностей 1990-х годов. Сейчас, в XXI веке, молодёжь живёт уже по принципу «труд плюс entertainment (развлечение)». Причём не просто развлечения по принципу «хлеба и зрелищ», а в качестве ценностной парадигмы. И нет в этом никакого противоречия. Entertainment сегодня то, что может помочь заработать на жизнь».

Из онлайна в офлайн

Молодёжь сегодня непросто организовать. Хотя на постсоветском пространстве есть и положительные примеры. В частности, в России Год волонтёра в 2018-м прошёл достаточно успешно с точки зрения вовлечения большого количества молодых людей, отметила Полина Абугалиева из университета международного бизнеса (UIB):

«Через волонтёрство продвигают базовые семейные ценности, уважение к взрослым, то, что нужно выходить из виртуальной жизни в реальную. Проще говоря, выйти на улицу и помочь бабушке перейти через дорогу. Ведь эти ценности теряются, меняются, воспитание уже другое. Тимуровцев уже не будет, но их возрождают, пытаются что-то новое сделать. Например, в России возобновляют практику стройотрядов. Собирают большие команды молодёжи, посылают их на стройки на всё лето, это неоплачиваемая, но востребованная работа. Либо в молодёжные лагеря устраивают вожатыми. Молодёжь хоть как-то занята. Мне кажется, что-то подобное было бы интересно применить в Казахстане. Но я сомневаюсь, что добровольцы будут, мало кто согласится даже месяц бесплатно на стройке работать. Тем не менее очень надеюсь, что в Год молодёжи хоть что-то будет сделано, молодёжь включится и выйдет в офлайн».

Напомню, 2019-й в Казахстане объявлен Годом молодёжи. Намечено множество мероприятий в рамках молодёжной политики государства. И это благоприятное время для того, чтобы обратить внимание на проблемы, препятствующие развитию молодых граждан. Одна из самых злободневных связана с качеством образования, считают эксперты.

«Среди молодых много тех, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему, но они не получили должного образования. У них нет равных возможностей в распределении благ, поэтому есть проблема маргинализации определённой части молодёжи, которая подвержена влиянию со стороны. Мы пожинаем плоды 1990-х годов, когда был кризис образования. А сегодня в сфере образования у нас постоянные реформы: одни учатся по программе предыдущего министра образования, другие – по программе действующего», – заметил Аскар Нурша.

Большая проблема и с доступностью образования. В странах СНГ для молодых людей определённым барьером в получении высшего профессионального образования является необходимость его оплаты. Основная часть молодёжи обучается в государственных вузах, где достаточно высока доля платного образования: от 50 до 80 процентов и более студентов этих учебных учреждений полностью оплачивают своё обучение. Традиционно население Содружества характеризуется высоким уровнем образования. В то же время в последние годы в большинстве стран наметилась тенденция сокращения доли молодёжи, учащейся в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Туризм как инструмент

В работе с молодёжью нужны новые подходы. В том числе в рамках международного взаимодействия молодёжи. Это необходимо для того, чтобы сохранить тесные экономические, гуманитарные связи и добрососедские отношения на постсоветском пространстве в будущем.

После распада СССР были сложные условия для поиска новых моделей международного взаимодействия молодёжи. Модели изменились или перестали существовать. Современные молодёжные организации характеризуются в основном гуманитарной направленностью, имеющей положительную динамику, особенно в рамках развития интеграционного взаимодействия. Имеется потребность в эффективных новых форматах диалога между молодыми людьми, которые создают позитивный образ стран, народов и культур.

На сегодня нет общности ни постсоветской, ни даже евразийской молодёжи, констатировал директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв: «Молодёжные мероприятия на постсоветском пространстве носят чаще двусторонний, чем многосторонний характер. Разве что Россия в силу ряда причин смотрит шире и старается собирать молодёжь со всего бывшего СССР, хотя уже есть затруднения с прибытием участников из Украины, Грузии или стран Балтии. Как сделать, чтобы появилась новая общность постсоветской молодёжи, трудно сказать. Потому что есть общность людей нашего поколения, более старшего, которая сплочена русским языком, близкой ментальностью. Нынешнее же молодое поколение более мобильно и склонно к интеграции, но не в рамках пространства, которое мы называем евразийским. Им подавай весь мир».

Международное молодёжное сотрудничество важно укреплять, так как уже произошёл разрыв пространства между молодыми людьми из разных стран СНГ и ЕАЭС, считает профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев. Необходимо проводить больше мероприятий, где сверстники из государств евразийского пространства могли бы общаться. «Выстраивая на таких мероприятиях диалог, можно снижать пространственный разрыв в перспективе», – уверен эксперт. Помимо этого, нужна академическая мобильность, добавил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов: «Нужно снизить препятствия для академической мобильности, как это было сделано в рамках европейского пространства высшего образования. Допустим, казахстанский студент отучился семестр в России, затем – в Беларуси. Это будет большой обмен мнениями».

Кроме того, необходимо развивать молодёжный туризм, который потеряли в 1990-х. Это не только огромная бизнес-ниша, но и воспитательный продукт, оказывающий влияние на развитие молодого человека как гармонично развитого гражданина. Например, в Израиле познавательный туризм – одно из государственных направлений работы с молодёжью, на что не жалеют денег, поощряют и поддерживают. Сразу после службы в армии путешествует по стране и миру абсолютное большинство израильтян. То есть туризм для молодёжи – это инструмент её социализации и патриотического воспитания, в том числе в контексте гуманитарного взаимодействия с ровесниками из других стран.

В этой сфере уже есть подвижки. Участники Форума молодёжи стран СНГ, прошедшего в сентябре 2018 года в Алматы, договорились совместно создать каталог туристических маршрутов. В ноябре в Петропавловске состоялся юбилейный пятнадцатый форум межрегионального сотрудничества, темой которого также стал туризм.

Эдуард Полетаев

Источник: Мультимедийный информационно-аналитический портал Informburo.kz