В IV квартале 2020 года во всех государствах-членах Евразийского экономического союза должны запустить проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ». Он необходим для того, чтобы у людей появилась возможность трудоустройства заранее, без выезда с места проживания. Поисковая система обеспечит доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, которая содержится в соответствующих информационных системах стран ЕАЭС. В результате пользователи системы, как работодатели, так и соискатели, смогут выбрать одну или несколько стран Союза, на территории которых необходимо провести поиск работы или подбор персонала и сформировать соответствующий поисковый запрос к национальным информационным системам.
Старт проекта был осуществлен Евразийской экономической комиссией еще в сентябре 2019 года в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. В его основе лежит инициатива Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд), которая позже была поддержана другими профильными ведомствами (например, в Казахстане координатором проекта является министерство труда и социальной защиты населения). Предполагается, что поисковая система поспособствует формированию общего рынка труда и обеспечению мобильности трудовых ресурсов. Таким образом, проект, запущенный в работу еще до пандемии коронавируса, в настоящее время оказался особенно актуальным.
Начиная с июня нынешнего года, на ресурсах, посвященных освещению евразийской интеграции, появились новости о грядущем внедрении комплексного плана мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территориях государств ЕАЭС. Ожидаются утверждение и реализация данного документа, исходя из которого планируется смягчение введенных ограничений, в том числе условий для свободного перемещения трудовых ресурсов на общем экономическом пространстве. Правда, в ближайшее время это вряд ли достижимо, потому что предпринимаемые карантинные меры слишком разнородны на пространстве ЕАЭС.
Еще несколько месяцев тому назад сложно было представить, что работа ЕАЭС, богатого планами и перспективами, столкнется с глобальным кризисом, вызванным эпидемией. Как известно, Договор о ЕАЭС создает возможности для реализации четырех свобод: свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Из этих свобод в ЕАЭС борьба с пандемией оказала наибольшее влияние на общие рынки услуг и труда, а также на миграционные процессы. На эту тему было проведено заседание в режиме онлайн экспертного клуба «Мир Евразии», состоявшееся в Алматы.
«В процессе передвижения граждан стран-участниц ЕАЭС в условиях пандемии наблюдаются большие трудности, – отметил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. – Люди будто в блокаде находятся. Авиарейсы между некоторыми странами если и выполняются, то нерегулярно и носят репатриационный характер. Если власти начинают рассматривать возможность открытия границ, то в число первоочередных страны-партнеры по ЕАЭС почему-то не попадают. Кстати, вопросы взаимного признания соответствующих медицинских справок об отсутствии коронавируса необходимо согласовывать на межправительственном уровне, если не в рамках ЕАЭС, то на двусторонней основе».
Действительно, меры, предпринятые государствами в борьбе с коронавирусом, сильно ограничили возможности и свободы выхода за пределы национальных границ. Все страны ЕАЭС столкнулись с пандемией и решали проблему по-разному. «В Казахстане ввели режим ЧП, в Беларуси отказались от жестких мер, в России прибегли к самоизоляции, – сказал политолог Замир Каражанов. – Но все-таки негативное влияние на торможение интеграционных процессов и темпы роста национальных экономик оказал не сам вирус, а решения, которые принимались для противодействия его распространению».
Новые, непривычные условия труда и жизни вызвали эмоциональные импульсы и разнообразные высказывания по поводу будущего ЕАЭС как полезной структуры. «Ее задача – работать над проблемами и озвучивать результаты, – подчеркнул старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право» Алматы Менеджмент Университет («AlmaU») Александр Губерт. – Все страны стали вариться в своем соку, принимать правительственные решения, которые не всегда координируются с партнерами по ЕАЭС. Это вызывает недоумение и тревогу у сторонников интеграции».
В публичной плоскости начали появляться мнения о том, что необходимо менять существующее положение в вопросах, касающихся человеческих ресурсов. Рассуждения примерно таковы: люди не могут выехать, застряли на границах. В Кыргызстане были возмущения на уровне парламента и правительства по поводу того, что грузовики не могли проехать границу с Казахстаном. Хотя пограничный контроль – это не компетенция ЕАЭС.
Впрочем, профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев большой проблемы в этом не видит. «Страны ЕАЭС, как и другие государства, обратились к хорошо отработанным методам и стратегиям, механизмам фрагментации пространства и населения, отделения друг от друга во время карантина. Это испытанный временем эффективный механизм противостояния таким проблемам, как эпидемия, другого история не знает, он не уникален. Страны ЕАЭС ничего нового не изобрели», – отметил он.
Многие проблемы государствам приходится решать самостоятельно, отсюда возникает рост экономического эгоизма, возврат к внутренним ресурсам. Социальные издержки кризиса еще предстоит испытывать дальше, и не раз звучали прогнозы по поводу того, что особенно пострадают страны, экспортирующие рабочую силу за свои пределы. Мало того, что границы закрыты, так еще находящиеся в принимающих государствах трудовые мигранты столкнутся с серьезной конкуренцией с местными жителями.
«На постоянной основе в России трудилось несколько десятков тысяч казахстанцев, на временной – несколько сот тысяч, – пояснил экономический обозреватель Сергей Домнин. – Хотя это значительное количество, в масштабах экономики Казахстана их доход пока меньше 1% ВВП. Другая ситуация в таких странах ЕАЭС, как Кыргызстан и Армения. В 2019 году в Армении денежные переводы занимали примерно 11% от ВВП, в Кыргызстане – 29% от ВВП. Сокращение деловой активности в Казахстане и России сильно ударит по этим доходам. Еще одно негативное следствие снижения деловой активности для экспортеров труда – не найдя работу в России или Казахстане, люди будут возвращаться домой, и это такая подспудная, неявная, но угроза социальной стабильности в этих странах в течение ближайших 6-12 месяцев».
В свою очередь, экономист Айдархан Кусаинов не уверен, что произойдут какие-то серьезные изменения в миграционных процессах. «Вся эта история когда-нибудь закончится, так или иначе, – пояснил он. – Рынок труда для мигрантов и для коренного населения весьма сегментирован. Мигранты занимают те места, где местные не работают. Поэтому конкуренции не будет».
Профессор Р. Бурнашев считает, что, анализируя процессы миграции на пространстве ЕАЭС, нужно четко их фрагментировать. Существует много миграционных потоков и влияние на них оказывается неоднозначное. «Одно дело – миграционные потоки внутри ЕАЭС, скажем, когда казахстанские граждане едут в Россию или россияне в Казахстан, – рассуждает он. – Другое дело – миграция извне ЕАЭС, например, когда граждане Узбекистана отправляются в Россию. Есть мигранты «старые», которые уже давно живут не в стране своего гражданства, и мигранты «новые». Для «старых» мигрантов мало что поменялось. Допустим, гражданин Кыргызстана, который живет в России, испытывает те же проблемы из-за пандемии, что и россиянин».
Да, по мнению эксперта, сейчас пересечь границу в качестве «нового» трудового мигранта затруднительно. Но в рамках ЕАЭС вопросы решаются. Например, для обучающихся смягчили пограничный режим, набор трудовых ресурсов, как было отмечено выше, будет осуществляться онлайн. «В противоположность этому узбекские и таджикские мигранты, чьи страны не входят в ЕАЭС, имеют сложности, – уверен Р. Бурнашев. – Имеющиеся у них трудовые соглашения краткосрочны. Мы знаем о проблеме узбекских трудовых мигрантов, которые застряли на границе Казахстана и России. Неожиданно ЕАЭС стал эффективной структурой для трудовых мигрантов, чем условный «не ЕАЭС». То есть мигранты из стран Союза оказались в более выгодной ситуации, чем их коллеги, у которых «внешнее» гражданство. Для Узбекистана эта ситуация может стать причиной для более глубокой оценки преимуществ вхождения в ЕАЭС именно с точки зрения наличия значительного количества людей, которые сейчас находятся за пределами страны».
В плане дальнейшего формирования общего рынка труда в эпоху пандемии уже есть положительный прецедент из мира спорта. Например, футболисты из стран ЕАЭС с июля нынешнего года не считаются легионерами во всероссийских соревнованиях на территории России (а также баскетболисты, волейболисты, регбисты и представители хоккея на траве). Некоторые казахстанские тренеры в этом видят позитив, говоря о том, что это даст толчок в развитии спортсменов, которым будет проще конкурировать с местными игроками. То есть лимит на легионеров стал напоминать схему, которая работает в Европе. Там чаще всего лимит действует на игроков не из ЕС. В Казахстане еще в ноябре прошлого года членами исполкома Казахстанской федерации футбола было принято решение об отмене статуса «невоспитанника казахстанского футбола» для игроков, являющихся гражданами стран, входящих в ЕАЭС.
Но все же принципиальная проблема пандемии коронавируса и связанных с ней последствий – это размытые временные рамки. Никто точно не знает, когда все это закончится и закончится ли. Страны то и дело продлевают карантинные меры, появляются сообщения о вспышке нового, более агрессивной формы вируса. «Если у Казахстана ситуация с пандемией пойдет по тяжелому варианту, вспышки коронавируса будут повторяться даже у переболевших, то страна, да и в целом регион Центральной Азии начнут восприниматься как очаг опасности, – убежден директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов. – Много препон возникнет для нас в мире. Это перспектива на ближайшие два года. К тому времени, надеюсь, человечество уже будет пользоваться эффективной вакциной».
Источник: Портал «Ритм Евразии»