Интеграция, как тренд

04.07.2014

Казахстанские журналисты и эксперты чаще работают над освещением и анализом евразийской тематики, чем их коллеги из других стран ЕАЭС.

Последние несколько месяцев казахстанские СМИ совместно с политологами, социологами и экономистами актуализировали вопрос подписания договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И в дальнейшем будущая деятельность союза, безусловно, не останется без внимания. В связи с этим целью обсуждения экспертного клуба «Мир Евразии», недавно прошедшего в Алматы под названием «Журналистика интеграции в новых экономических условиях и медиа развитии» было выявление возможностей современной казахстанской, и общей евразийской журналистики, как инструмента просвещения, информирования и ориентирования людей в интеграционных процессах.
Сегодня в Казахстане вопросы интеграции стали трендом: на некоторых телеканалах появились тематические передачи, печатные СМИ, информационные агентства открыли специальные рубрики. И, надо признать, проявились определенные недочеты. Оказалось, что среди авторов работ мало специалистов по журналистике интеграции. «Такой специализации у журналистов нет, и многие корреспонденты «скачут» с темы на тему. Чаще всего конечно интеграционную тематику поднимают журналисты, которые освещали различные экономические проблемы. Мы знаем, что и политологи не остаются без дела, и политические обозреватели», – заметил политолог Эдуард Полетаев.
Уже в начале дискуссии у экспертов возник вопрос: предполагают ли процессы интеграции некое равномерное освещение поднимаемых тем? Ведь если проанализировать ту информационную продукцию, которую предоставляют три государства, входящие в ЕАЭС, то хорошо заметно тематическое различие. «На мой взгляд, Казахстан в последнее время больше уделил внимание освещению интеграции в СМИ, чем Россия, где в последние месяцы и телеканалы, и печатные СМИ были заполнены событиями в Украине, а также их препарированием. При этом той же украинской проблематике в Казахстане уделялось гораздо меньше внимания», – подчеркнул Полетаев.
По мнению эксперта Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Берикбола Дукеева, в Казахстане пока мало местного качественного интеграционного контента. «Надо экспертам и журналистам углубляться в изучение данной темы. Такая необходимость появится и в дальнейшем, после принятия очередных решений или проектов со стороны ЕАЭС», – сказал он, подчеркнув, что если сравнить российские и казахстанские СМИ, то по ЕАЭС больше материалов выходит именно в Казахстане, «так как глава государства Нурсултан Назарбаев был инициатором союза, его идею озвучил в 1994 году в стенах МГУ им. Ломоносова».
Полетаев также отмечает: поскольку договор о создании ЕАЭС был подписан в Астане, это также дало большую резонансную волну статей и комментариев от представителей экспертного сообщества в СМИ Казахстана, чем в других государствах союза. «На повестке дня и дальнейшие вопросы функционирования ЕАЭС – например, планируется создать единый финансовый центр в Алматы – это событие тоже потребует большего внимания именно казахстанских журналистов», – сказал он. По мнению политолога, очередной информационный всплеск будет после Нового года, когда ЕАЭС заработает в полную силу, а также ко времени ожидаемого вступления в союз Армении и Кыргызстана.
При этом, как сказал генеральный директор издательского дома Vласть Адиль Джалилов, «я, как человек, занимающийся медиабизнесом, могу сказать, что границы между Россией и Казахстаном именно в информационном бизнесе уже давно размыты благодаря интернету, спутниковому и кабельному телевидению». По его мнению, страны уже давно находятся в конкурентном поле и, к большому сожалению, казахстанский медиабизнес пока не может конкурировать с российским. «Другое дело, что есть локальные ниши, где российский медиабизнес не пытается конкурировать. Но могу сказать, что присутствие зарубежного конкурента стимулирует, я по себе это вижу, потому что они предлагают образцы и эталоны», – заявил он.
Эксперт аналитической группы «Кипр» Жулдыз Алматбаева отметила, что в Казахстане информация конкурирует с ее интерпретаторами. «Можно говорить о том, что доверие идет именно к комментатору, к источнику мнения. Причем происходит привязка информационного повода к позиции комментаторов, не только по интеграции, но и по другим актуальным вопросам. Получается, от человека исходят, а не от факта», – заметила она.
Политолог Замир Каражанов, рассуждая о позиции российских СМИ, отметил, что они знают о Центральной Азии, о процессах, которые тут происходят благодаря специалистам по региону. «Но если писать, говорить и показывать про интеграцию, акцент должен быть сделан именно на Казахстане», – сказал он. По мнению Полетаева, у всех журналистов стран ЕАЭС возникают определенные сложности с освещением интеграционного контента, связанные с общей проблемой постсоветских интеграционных объединений. «Их сайты не являются качественными поставщиками информации для прессы. Данные структуры имеют определенную чиновничью болезнь – закрываться от журналистов. Мы видим, что комментарии представителей интеграционных объединений не так часты, как хотелось бы», подчеркнул он, и в качестве положительного примера публичности привел члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Сулейменова, активно коммуницирующего со СМИ.
Емко выразился по вопросу отсутствия «специалистов-интеграционщиков» профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев. «Ни для кого не секрет, что в Казахстане по большому счету нет специалистов даже по России. Если начнем считать, пальцев руки у калеки хватит с оторванными пальцами для того, чтобы пересчитать людей, считающихся специалистами. Возникает вопрос, почему их нет? Мне кажется, что тут обычный рыночный механизм – пока еще рынок ограниченный», – сказал он.

Сергей Михайличенко

Источник: Nomad