Итоги Центральноазиатского медиа-форума «Информационный образ Большой Евразии: роль медиа в формировании будущего Евразийского пространства» (г. Алматы, 13-15 июня 2018 г.)

15.06.2018

Формирование медийного образа Большой Евразии как пространства взаимовыгодного партнерства заинтересованных государств должно базироваться на логике прагматизма, а не на политических амбициях, и опираться на «интегрированный интеллектуальный потенциал» представителей экспертного и журналистского сообщества.

Таков резюмирующий посыл Центральноазиатского медиа-форума «Информационный образ Большой Евразии: роль медиа в формировании будущего Евразийского пространства», состоявшегося в Алма-Ате по инициативе Политологического центра «Север-Юг» (Российская Федерация), Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Республика Казахстан) и Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ) при поддержке Фонда президентских грантов (РФ) и Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».

В мероприятии, цель которого – развитие профессиональных связей между представителями масс-медиа государств Центральной Азии и России, углубление гуманитарной интеграции и развитие межкультурного диалога, приняли участие молодые журналисты и руководители авторитетных медиа Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и России, специализирующиеся на проблематике региона Большой Евразии.

– Мы пригласили на форум не только главных редакторов и руководителей ведущих изданий стран Центральной Азии, но также начинающих журналистов, способных привнести что-то новое в политику СМИ, — сказала, открывая форум, главный редактор ИАЦ МГУ Дарья ЧИЖОВА.

В ходе мероприятий форума рассмотрен широкий спектр вопросов информационной повестки Большой Евразии, современные медиа-тренды и особенности брендирования межгосударственных интеграционных проектов на Евразийском пространстве.

Сергей МАСАУЛОВ, координатор Экспертной платформы «Большая Евразия», ознакомил участников с принципиально новой инициативой экспертного сотрудничества, выдвинутой в конце прошлого года рядом российских институтов гражданского общества.

По словам С.Масаулова, Экспертная платформа «Большая Евразия» определяет задачей объединение усилий ведущих интеллектуалов государств Евразии для разработки аналитических продуктов, создания информационных проектов и установления постоянного взаимодействия между экспертными и научными центрами, а также ведущими медиа Евразии, с целью экспертно-информационного и аналитического сопровождения основных интеграционных проектов на Евразийском пространстве.

— Большая Евразия – гигантская проектная идея. Она родилась как ответ на новые технологические вызовы. В современном мире фактическая борьба государств уступила место борьбе масштабных проектов. Государства – это лишь инструменты и средства реализации таких проектов, которых в настоящее время множество. К этому нужно относиться как к реальности и понимать: если мы в этом проектном мире не имеем собственного проекта, значит мы – объекты чьего-то проекта, — констатировал С.Масаулов, подчеркнув, что формирование Большой Евразии – это создание пространства евразийского партнерства в различных форматах. В основу такого партнерства должны быть положены принципы прагматики без какого-либо «идеологического давления».

Говоря об особенностях формирования мадиа-образа Большой Евразии, руководитель «Российской газеты» Павел Негоица подчеркнул необходимость присутствия в этом процессе двух составляющих: научной концепции и популярного восприятия.

— До тех пор, пока идея Большой Евразии не овладеет умами большого количества людей, она будет оставаться предметом исследования экспертных площадок, научных диссертаций. Для того, что понять, куда мы движемся, необходима популяризация экспертных заключений на доходчивом языке. Другими словами, нужен союз экспертов, ученых-историков и журналистов для понимания новых концептов. Сегодня нам не хватает таких связей, — считает П.Негоица.

По мнению киргизского медиа-эксперта, генерального директора Аналитического центра «Стратегия «Восток-Запад» Дмитрия ОРЛОВА, актуальной проблемой формирования единого информационного пространства Евразии и сопровождения региональных интеграционных проектов является дефицит продуктов «конструктивной журналистики».

— Нередко складывается впечатление, что национальные СМИ занимаются трансляцией фобий своих учредителей. Нужно прекратить реагировать на то, что озвучивают с завидным постоянством некоторые «околополитические» популисты. Логика прагматизма и взаимовыгодного партнерства должна быть сильнее застарелых обид и политических амбиций, — уверен Д.Орлов.

Мнение коллеги разделяет главный редактор информационно-аналитических порталов Матрица.kz и Резонанс.Kz, казахстанский политический аналитик Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ. По его мнению, позиционирование идеи большого евразийского партнерства требует серьезной и продуманной пропагандисткой работы, понимания психологии читательской и зрительской аудитории, поиска оптимальных модулей подачи информации.

В этом контексте С.Султангалиев констатировал неоптимистичную статистику падения популярности тематики евразийской интеграции, в частности, в Казахстане.

— По оценкам Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, в 2015 году 80% казахстанцев поддерживали идею евразийской интеграции, в 2017 – 70%. То есть тенденция падения интереса к проекту очевидна. Нужно смотреть правде в глаза и вскрывать болевые моменты, которые обуславливают разочарование населения. А это предполагает необходимость социологических исследований в зрительской и читательской аудитории, анализа эффективности форматов подачи информации. В Казахстане, например, две аудитории потребителей информации – русскоязычная и казахскоязычная, и стандарты восприятия этих аудиторий существенно разнятся. Это тоже нужно учитывать, — подчеркнул С.Султангалиев.

Для популяризации достижений ЕАЭС и повышения интенсивности освещения процесса евразийской интеграции эксперт считает целесообразным создание межгосударственного фонда и внедрение системы грантовой поддержки тех медиа-ресурсов, которые готовы принять на себя такую миссию.

Интересный опыт продвижения концепции «китайской мечты» представил на форуме генеральный директор алматинского «China Center» Адиль КАУКЕНОВ. Он, в частности, отметил, что амбициозная инициатива Поднебесной «Один пояс – один путь» — не только инфраструктурный проект, но «идеология сотрудничества» глобального масштаба, которая реализуется через развитие культурно-гуманитарных связей с активным задействованием образовательных каналов и народной дипломатии.

— Активная работа в гуманитарной сфере позволяет Китаю выйти на новый уровень сотрудничества с опорой на специалистов, подготовленных непосредственно в КНР. Особо интересен для нас опыт продвижения имиджа Поднебесной с использованием новых медиа-инструментов и принципов. Так, например, многие китайские медиа-компании уже не работают на «переводных» материалах, информ-продукт для них готовят международные специалисты, получившие образование в Китае, владеющие китайским языком и стандартами современной подачи информации, — подчеркнул А.Каукенов.

В продолжение темы заместитель председателя Российского Союза Молодежи Татьяна СЕЛИВЕРСТОВА рассказала о деятельности Международного молодежного информационного агентства государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, которая может служить примером эффективной реализации совместных медиа-проектов на пространстве Большой Евразии.

В качестве спикеров, тренеров и модераторов дискуссионных панелей в форуме приняли участие известные журналисты, политологи и социологи, медиа-эксперты России и государств Центральной Азии.

Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир МАМОНТОВ – модератор панельной дискуссии «Информационная повестка Большой Евразии», особо подчеркнул необходимость сохранения общего исторического наследия для формирования «конструкта» совместного будущего государств постсоветского пространства.

— Конструкт нашего совместного проживания, а мы на это обречены, может быть иным, нежели тот, который мы имели в прежние времена или имеем сейчас. Но для журналистов важно объективно понимать, где мы находимся с точки зрения экономики, морали, социальных предпочтений в наших странах, которые объединены многими факторами. Это необходимо, чтобы правильно распорядиться собой и друг другом в будущем, — отметил известный журналист.

В рамках форума состоялась медиа-школа для молодых журналистов, где в формате лектория-тренинга выступили известный казахстанский журналист Полина ШИМАНСКАЯ с темой «Конвергентная журналистика» и политолог, эксперт Марат ШИБУТОВ с темой «Медиа в эпоху «fake-news»: особенности работы с источниками».

Дискуссионную панель «Центральная Азия между архаикой и модерном» провели руководитель Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира ИЛЕУОВА и Султанбек Султангалиев. Завершился форум деловой игрой «Медиа-образ Центральной Азии».

Участники форума отметили эффективность диалоговой площадки в развитии профессиональных контактов и объединении интеллектуального потенциала представителей экспертных и медийных сообществ государств Центральной Азии и России для решения актуальных задач процесса формирования единого информационного пространства Евразии на принципах конструктивной журналистики.