Эксперт: туристическая привлекательность на 50% зависит от музеев

05.12.2018

Хранилища древностей на постсоветском пространстве часто воспринимаются как идеологическая нагрузка, а не как основа для культурной индустрии. Модернизация формата могла бы сделать музеи более привлекательными для посетителей, тем самым, усилив их идеологическую роль, считают казахстанские и российские эксперты.

Музеи выполняют важные для государства функции – они, в том числе, формируют мировоззрение подрастающего поколения и отношение иностранцев к стране пребывания. Насколько современные музеи на постсоветском пространстве соответствуют своему предназначению, востребованы ли они как места для досуга, обсудили участники заседания, организованного в Алматы экспертными клубами «Мир Евразии» (Казахстан) и «Сибирь-Евразия» (Россия).

Хорошие и плохие новости

На постсоветском пространстве отмечается музейный бум – пустовавшие в 90-х галереи и экспозиции, наконец, заполнились посетителями, а на некоторые выставки даже выстраиваются очереди, констатировал политолог Эдуард Полетаев. Но есть и плохая новость: данные социологии свидетельствуют о том, что интерес к музеям выглядит высоким только в сравнении с худшим периодом в их истории. «Согласно опросам о том, где наши люди чаще всего проводят время, музеи и выставки занимают менее 2 процентов», – отметила президент центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

Хорошая новость заключается в том, что государство сегодня оказывает существенную поддержку музеям. Эдуард Полетаев напомнил об опубликованной недавно статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», в которой уделяется особое внимание истории, а также озвучен проект музея древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала». Возросло число музеев, улучшилась их техническая оснащенность и досуговая инфраструктура. Самым ярким примером поддержки музейного дела в Казахстане стало строительство Национального музея Республики Казахстан в Астане. «Музейное строительство означает повышение статуса и государственной значимости данной институции», – пояснил политолог.

Государство вкладывает немалые средства в музеи потому, что постсоветским странам необходимо сформировать новую культурную и общественно-политическую идентичность, добавил заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Березняков. «Тем более что мы вступаем в ту эпоху, когда в полноценную взрослую жизнь входят поколения, которые социализировались, во-первых, уже в постсоветской среде, а во-вторых, в совершенно другой коммуникативной и медийной культуре», – заметил российский эксперт.

Однако молодежи не особенно интересны классические музеи. «Среди своего поколения не вижу интереса к музеям. Они слишком консервативны. Нам неинтересно смотреть на картинки, камни с подписями», – призналась Полина Абугалиева из Университета международного бизнеса. «В музеях нет очередей из молодых людей», – подтвердила хранитель фондов Государственного музея искусств РК им. Кастеева Бекеш Толганай.

На пути к переменам

Любовь к музеям не прививается в школах и университетах, там все настроено на сдачу тестов, полагает член Общественного совета города Алматы Марат Шибутов. Статистика же доказывает, что полагаться только на семейные традиции посещения музеев не стоит. Музеи нуждаются в модернизации и креативе, считают эксперты. Но также «у нас не все хорошо с PR-сопровождением», отметил Шибутов.

«Туристическая привлекательность любого города на 40-50 процентов зависит от музеев. В Казахстане есть большое противоречие между республиканскими и нереспубликанскими органами власти по поводу музеев. Хочу заметить, что Центральный государственный музей РК заметно оживился. И произошло это именно после того, как встал вопрос о возможной передаче музея акимату для активизации работы. Но музей этот, конечно, не идеален для туристов, он для тех, кто сам многое знает. Члены общественного совета написали письмо-прошение с тем, чтобы в городе открыть еще восемь музеев. Сейчас их всего 16, плюс недавно был открыт музей яблок. На такой большой город, как Алматы, это очень мало. Особенно учитывая тот факт, что большинство из них в выходные не работают. У нас нет того понимания, что музей – это основа для культурной индустрии. Пока у нас музеи воспринимаются как идеологическая нагрузка, место, куда отправляют школьников и студентов. Надеемся, что с изменениями в городе поменяется и данная ситуация», – рассказал Марат Шибутов.

Важно также вводить в музеях трехъязычие, добавила Полина Абугалиева. «Придет в музей иностранец, а ему скажут, что экскурсии только на казахском или русском, он развернется и уйдет. А ведь у нас много приезжих, студентов по обмену», – сказала она. По ее мнению, музеи необходимо оснащать интерактивными технологиями. Визуальная информация, которую можно получить одним нажатием пальца на экран, выбрав то, что тебе интереснее, как считает девушка, будет лучше усваиваться детьми и молодежью. Кроме того, с помощью технологий гораздо легче предоставить информацию на иностранных языках, чем, скажем, переучивать экскурсоводов или замещать их новыми, трехъязычными, специалистами.  

В целом необходимо повышать сервис, отметили эксперты. Гульмира Илеуова поделилась историей о том, как водила подругу из Санкт-Петербурга в один из алматинских музеев. Россиянка впервые увидела домбру, не знала, что это такое, и ей пришлось обращаться к сотрудникам музея за разъяснениями, потому что даже краткой информации к экспонату не было. Участники обсуждения говорили и том, что в местных музеях зачастую запрещено фотографировать. «Например, в китайских музеях, если ты сделаешь фото, плюс поставишь геолокацию, хештег, то тебе за это выдают памятный сувенирчик», – заметил директор Центра китайских исследований ChinaCenter, политолог Адиль Каукенов.

Подходы постепенно меняются, говорят сами музейные работники. По словам руководителя центра культурно-образовательной работы Центрального государственного музея РК Анны Кущенко, уже в течение нескольких лет в музее, помимо стандартных экскурсий, проводятся квесты – например, можно поискать клады. Проводятся и популярные во всем мире акции, такие как «Ночь в музее». Для развития необходим опыт с коллегами из других стран, и такой обмен идет. Более активным должно быть и взаимодействие между музеями евразийского пространства, потому что объединяет не только общая история, но и общие проблемы. В частности, в Казахстане мог бы быть интересным опыт развития как ведущих российских, так и краеведческих музеев в России, которые сегодня привлекают огромное количество посетителей, среди которых много иностранных туристов.

Автор: Виктор САНЬКОВИЧ

Источник:  ИАЦ МГУ